Государственный Исторический Музей
8 сентября - 28 сентября 2009 г.
http://www.shm.ru/resources/66517_0.jpeg
Швейцарец Пьер Жильяр (1879-1962) провел 13 лет при русском дворе в качестве преподавателя дочерей Николая II - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. В России традиционно для воспитания царских детей приглашались швейцарские преподаватели. В 1913 г. Жильяр стал наставником царевича Алексея. На Жильяра была возложена непростая обязанность по обучению тяжело больного ребенка. За время службы, благодаря своему благородству и преданности, Жильяр стал частью царской семьи, участвовал во всех путешествиях и семейных праздниках. Он добровольно последовал за Романовыми в ссылку и не покидал императорскую семью до последних дней. В Екатеринбурге, в мае 1918г., по неизвестным ему причинам, Жильяр был отлучен от Романовых и чудом избежал смерти от рук большевиков. В июле 1918г. Екатеринбург захватила Белая армия, и было организовано расследование обстоятельств смерти царской семьи. Жильяр считал своим долгом участвовать в следствии и, поэтому до его окончания в 1920 году, не покидал Россию. Через консула Великобритании и французского генерала Мориса Жане Жильяр тайно переправил свой фотоархив во Францию, а затем в Швейцарию. До дня своей смерти 30 мая 1962 г. Жильяр оставался главным свидетелем в делах о лжедетях Николая II и издал две книги: «Трагическая судьба Николая II и его семьи»(1921г.) и «Лжеанастасия» (1929г.). Жильяр увлекался фотосъемкой и был талантливым фотографом. Он сделал множество снимков домашней жизни семьи российского императора. На его фотографиях можно увидеть царя, который играет с сыном или пилит дрова, царских дочерей, работающих в огороде. На этих искренних снимках очень близкого к императорскому дому человека моменты счастья соседствуют с минутами страдания, напоминая о страшной судьбе царской семьи. Фотографии Жильяра – это уникальные и редкие свидетельства малоизвестной стороны жизни российского императора. Отсутствие в снимках цензуры и привычного стиля официальных репортажей, а также специально для выставки созданная экспозиция заставляют с еще большей пронзительностью почувствовать трагедию случившегося.