Выставка «От Дюрера до Клее. Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV – ХХ веков из собрания музея».
ГМИИ им. А.С. Пушкина
3 марта - 24 мая 2009 г.
С 3 марта 2009 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открыта выставка «От Дюрера до Клее. Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV – ХХ веков из собрания музея».
Рисунок – один из наиболее камерных и древнейших видов изобразительного искусства. Начиная с XV века европейские художники рисуют на бумаге карандашом, пером, кистью, углем, мелом, сепией, акварелью и тушью или гуашью. Рисунки – очень хрупкие произведения искусства. Они боятся не только влаги, но и обычного света. Поэтому в музеях она хранятся в плотных папках, в шкафах, в специальных помещениях, куда не заглядывает солнце. Каждая выставка рисунка – это редкое, но очень радостное событие для любого художественного музея. Нежные сияющие краски акварели, тонкие изящные линии карандаша или пера способны доставить радость не только истинным ценителям рисунка, но и тем, кто пришел в музей впервые.
Эта выставка приурочена к выходу каталога-резоне «Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок ХУ-ХХ веков» и посвящена 100-летнему юбилею со дня основания ГМИИ имени А.С. Пушкина, который будет отмечаться в 2012 году. Каталог-резоне – это свод памятников того или иного раздела музея, включающий самое полное научное описание всех произведений; эпохальное академическое издание, результат напряженной научно-исследовательской работы нескольких поколений музейных ученых, прежде всего – хранителей и реставраторов.
В течение десяти лет (с 1998 года) ГМИИ имени А.С. Пушкина издает многотомный свод каталогов-резоне. Публикация коллекций музея является одним из проектов программы, утвержденной Правительством Российской Федерации к 100-летию музея, которое будет отмечаться в 2012 году. Уже выпущены и вошли в научный оборот каталоги фламандской, голландской живописи и рисунка, французской живописи, японской гравюры, итальянской живописи, русского рисунка. А посетителям выставки будет предоставлена возможность первыми увидеть и по достоинству оценить новый каталог-резоне, выпущенный Музеем.
На выставке в Музее представлено свыше 250 рисунков и акварелей немецких, австрийских и швейцарских художников, которые занимают все выставочное пространство второго этажа главного здания Музея.
Рождение реалистического рисунка в Германии произошло в XV веке, и его развитие протекало по двум тесно связанным между собой направлениям. Сначала рисунок играл только вспомогательную роль, выполняя функцию посредника между художником и окружающим его миром. Например, в процессе обучения, в постижении различных явлений действительности, а также в создании художественного произведения. Тем не менее, оставаясь по назначению подготовительным этапом, рисунок уже в XVI веке приобретает и независимое значение, превращается в самостоятельное произведение, предназначенное для продажи и подарков.
В Белом зале зритель увидит шедевры крупнейших мастеров XV – XVIII веков. Среди них самый ранний лист нашего собрания - рисунок «Голова Сивиллы» Верхнерейнского мастера, созданный около 1430 года, и уникальный рисунок Мартина Шонгауэра. Шонгауэр считается крупнейшим немецким мастером Германии додюреровского периода. В отличие от своих современников, он стал заниматься живописью и графикой одновременно. На рисунке хорошо видны все особенности графического стиля мастера. Сочетание тонких, как паутина, контурных линий и сильных моделирующих штрихов создают эмоциональный эффект, незнакомый рисовальщикам XV века.
Здесь же представлен один из редких ранних листов величайшего живописца и графика Германии ХVI века Альбрехта Дюрера «Танцующие и музицирующие путти». Рисунок возник во время первого путешествия Дюрера в Италию в 1495 году. «Автопортрет» 1508 года принадлежит к периоду расцвета творчества А.Дюрера и входит в число подготовительных этюдов к «Алтарю Геллера». Это работа зрелого мастера, исполненная на цветной грунтованной бумаге большого формата. Несмотря на плохую сохранность листа, видно, как тщательно работает художник пером и кистью, как внимательнейшим образом прорабатывает все мельчайшие детали лица, одежды, обуви. Эти работы составляют гордость музея.
Одновременно на выставке можно будет познакомиться с работами современников и учеников Дюрера: Ганса Бальдунга Грина – одного из лучших рисовальщиков нюрнбергской школы, Ганса Зебальда Бехама - ученика и копииста с гравюр Дюрера, Вольфа Хубера – представителя пейзажной графики «Дунайской школы» и других художников.
Не менее увлекательна коллекция рисунков второй половины ХVI века. Часть из них относится ко времени правления императора Рудольфа II.
Рудольф II Габсбург, император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии, превратил Прагу в настоящий европейский центр искусства и науки. При его дворе работали десятки художников, скульпторов, артистов, алхимиков и звездочётов, среди которых были такие известные личности, как художники-маньеристы Бартоломеус Спрангер и Джузеппе Арчимбольдо, астрономы Тихо Браге и Ян Кеплер. С двором Рудольфа II связаны и такие легендарные персонажи, как маг Эдвард Келли и доктор Иоганн Фауст, известный благодаря роману Вольфганга Гёте. К концу XVI столетия здесь работали живописцы и скульпторы из разных стран Европы, в том числе немецкие мастера. Среди ведущих живописцев Рудольфа II были Ганс фон Аахен и Йозеф Хейнц Старший. Их работы, представленные на выставке, отражают общие тенденции искусства этого времени, прежде всего – интерес к аллегориям, а также стилистические особенности маньеризма, ведущего художественного стиля при дворе Рудольфа II.
Особое место в экспозиции Белого зала занимают витражные рисунки швейцарских художников. Московское собрание показывает все многообразие этого вида искусства на протяжении XVI и XVII веков. Витражами в Швейцарии украшали не только храмы, но и частные дома, поэтому существовал огромный спрос на подготовительные рисунки для них. Нередко художники делали «заготовки» витражных композиций, оставляя свободными центральные части листа, где позднее размещался герб владельца. В мастерских витражистов собирались целые коллекции подобных рисунков, которые они предлагали заказчикам на выбор. Мастера по изготовлению витражей стали первыми собирателями витражных рисунков, приобретая впрок подобные «заготовки». Собрание ГМИИ им. А.С.Пушкина включает первоклассные работы таких известных мастеров витражного рисунка, как Тобиас Штиммер и Христоф Мурер.
Там же, наряду с работами прославленных художников, достойное место занимают рисунки менее известных или недавно открытых авторов XVII века, а также многочисленные листы знаменитых живописцев Австрии, Германии и Швейцарии XVIII века. Особенно интересен раздел с рисунками Антона Рафаэля Менгса; придворного живописца Саксонского курфюрста Августа II, Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха; выдающегося немецкого портретиста Антона Графа; австрийского художника позднего барокко Антона. Маульберча, немецкого пейзажиста Якоба Филиппа Хаккерта. Благодаря их творчеству были заложены основы пейзажной и портретной живописи в Германии.
На колоннаде музея экспонируются рисунки мастеров ХIХ века. Эта часть собрания необычайно разнообразна и дает достаточно полное представление о развитии немецкого рисунка, о тех направлениях, течениях и школах, которые существовали в этот период на территории Германии, Австрии и Швейцарии.
Поскольку рисунок – это, прежде всего, «кухня» художника, на выставке представлены наброски, зарисовки, штудии, подготовительные эскизы будущих композиций. С другой стороны, рисунок – это самостоятельное графическое произведение, и большая их часть связана с такими жанрами, как пейзаж и портрет. К ним относятся графические работы Каспара Давида Фридриха, крупнейшего живописца и графика первой половины ХIХ века. Его акварели и сепии, принадлежащие ГМИИ имени А.С. Пушкина, известны во всем мире. В рисунках Фридриха нашли отражение основные черты немецкого романтизма. Сепия «Гроб на краю могилы» считается одной из программных работ Фридриха позднего периода (1835-1840). Тематически и стилистически она близка живописи художника. В ней ясно прослеживается основная схема построения его картин и ярко выражена символика его творчества. Кладбищенская стена, заросшая вечнозеленым плющом (символ надежды на обновление и воскресение), делит композицию на две противоположные по смыслу части. На первом плане господствует тема смерти, бренности земной жизни, тема одиночества. Второй план – широкий светлый пейзаж с силуэтами гор - означает потусторонний мир.
Большое музейное собрание рисунков ведущих мастеров Дюссельдорфской, Мюнхенской и Берлинской школ включает листы Эдуарда Юлия Фридриха Бендемана, Ансельма Фейербаха, Франца Крюгера, Франца фон Ленбаха. Несколькими рисунками представлен и крупнейший мастер Германии второй половины ХIХ века Адольф Менцель. Большой интерес у посетителей выставки вызовут портреты русской знати, созданные Францем Крюгером и пейзажи с видами таких европейских городов, как Рим, Венеция, Базель, Роттердам и другие.
Завершают выставку произведения прославленных представителей немецкого экспрессионизма Пауля Клее, Франца Марка, Эмиля Нольде, работы участников разных художественных объединений первой половины ХХ века и художников, работавших в Германской Демократической Республике.
Центральное место в этом зале занимают работы Пауля Клее. Три акварели художника, хранящиеся в собрании ГМИИ, – это тончайшие импровизации выдающегося мастера ХХ века. Они передают его грустное и ироничное отношение к миру. Композиции Клее возникают на плоскости с помощью хрупких линий и открытых цветовых пятен. В 1920-е годы, работая в Баухаузе, он, наряду с другими темами, обращается к теме театра марионеток. Акварели «Маски на лугу» и «Куколка» входят в его театральный цикл. Яркие декоративные цветовые пятна и причудливые линии создают мир, рожденный воображением художника, а не реальной жизнью. В этих работах автор создает новую концепцию действительности, где люди – это маски и марионетки, а жизнь – это театральное представление, где все нелепо и зыбко.
Особого внимания заслуживают две работы одного из основателей объединения «Синий всадник», друга Пауля Клее, Франца Марка. Московская акварель «Животные» (1913) принадлежит к числу редких работ художника в этой технике, так как он предпочитал прозрачной акварели плотную гуашь или темперу. Мир природы, красивые и гармоничные животные привлекали художника больше, чем мир людей. Изучая внешние особенности и характер поведения каждого животного, он стремился выявить его суть через ритмику и цвет. За свою короткую жизнь (художник погиб в битве под Верденом в 1916 году, когда ему было 36 лет) он прошел в искусстве путь, который можно определить как движение от «формы проявления» к «форме сути» в изображении животных. Такой «формой сути» является московская гуашь «Красный бычок» 1912 года, относящаяся к периоду творческого расцвета Франца Марка. Яркая декоративность и символика цвета способствуют раскрытию активного начала в животном.
Один из самых ярких мастеров второго поколения экспрессионистов Георг Гросс основной формой выражения выбрал социальную и политическую карикатуру. Он выработал свой тип сатирического перового рисунка. Перовой рисунок – это очень сложная графическая техника, которая требует от автора виртуозного владения линией и штрихом. Гросс блестяще владел этой техникой. К числу лучших листов в наследии художника принадлежат рисунки «Инвалид», «Свобода слова для рабочих» – острые по содержанию, выразительные по форме, предельно лаконичные, построенные одной контурной линией на сопоставлении деталей.
Приход к власти нацистов стал катастрофой для многих немецких мастеров начала столетия. Нацистская пропаганда, во главе которой стоял Геббельс, объявила авангардное искусство не только антиклассическим, но и антигерманским, опасным для немецкой нации. В 1936 году из немецких музеев начали изымать работы многих знаменитых немецких живописцев, графиков и скульпторов ХХ века, начиная с экспрессионистов и кончая представителями различных левых объединений. В 1937 году из конфискованных работ была организована печально известная выставка «Дегенеративное искусство», а в 1939 году около 5 тысяч из этих произведений погибло во время пожара в Берлине (по некоторым данным – было специально сожжено).
Участь художников тоже оказалась трагической: одних отправили в концлагеря, другие вынуждены были эмигрировать, третьи – скрываться в отдаленных областях Германии. Всем, кто остался на свободе, запрещалось работать. В этот период, не привлекая к себе внимания, художник мог заниматься только графикой. Поэтому Эмиль Нольде создает свои многочисленные серии акварелей, Отто Нагель – серии пастельных рисунков с видами Берлина, Леа Грундиг, находясь в эмиграции, рисует цикл под названием «Гетто».
Рисунок второй половины ХХ века представлен на выставке работами живописцев, скульпторов и графиков Германской Демократической Республики. Среди них - произведения мастеров старшего поколения, таких как Отто Нагель, Рут Мейер, Йозеф Хегенбарт, Леа Грундиг, основы творчества которых закладывались в 1920-е – 1930-е годы. Их произведения стали связующим звеном, соединившим традиции немецкого искусства первой половины ХХ века с искусством молодого поколения ГДР.
Среди работ художников второй половины ХХ века особенно интересны рисунки живописца Берта Хеллера, скульпторов Фрица Кремера и Тео Бальдена, графика Вернера Клемке.
Эта выставка не только доставит большое эстетическое наслаждение посетителям, но и даст им яркое представление о развитии немецкого искусства на протяжении шести столетий.
Важным событием в развитии культурных связей России и Германии является акт дарения Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина первого факсимильного издания «Книги сокровищ Анны Баварской» из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене. Книга содержит красочные изображения драгоценностей, принадлежавших герцогу Альбрехту V (1528-1579) и его супруге Анне Баварской (1528-1590). Факсимильное издание осуществила группа компаний «Мир книги» – одна из ведущих на книжном рынке. Ценный дар, привезенный из Германии, выставлен в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина со 2 марта.
|