О ПОСТЕ
Что же такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост - это телес-ное воздержание, воздержание от пищи животного происхождения. Уже пер-вому человеку, - по словам свт. Игнатия Брянчанинов, - введенному в рай была дана единственная заповедь о посте. Потому, что она была достаточна для со-хранения первозданного человека в непорочности., «Заповедь не говорила о ко-личестве пищи, а воспрещала только качество… И вместе с заповедью, объяв-ленной Богом о посте произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человека вечною смертью».
В современном сознании большинства людей пост воспринимается лишь как воздержании в течении некоторого времени от скоромной пищи и для лю-дей семейных с воздержанием в брачных отношениях.
Но такое воздержание, в Православной Церкви не является самоцелью. Пост всего лишь помогает здоровому человеку обрести себя, обратить внима-ние на свою мысленную и физическую жизнедеятельность и увидеть ее несоот-ветствие с Евангельскими принципами жизни. «Закон поста, - говорит свт. Иг-натий Брянчанинов, - будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума».
«Ум этот царь в человеке, - продолжает он, - если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенно-сти он может изучать заповеди евангельские и последовать им» . Из слов свя-тителя видно, что пост есть средство помогающее увидеть человеку в себе грех и начать с ним борьбу. Поэтому в Православной церкви телесный пост счита-ется недостаточным, если он не соединен с душевной деятельностью человека – борьбой с греховными пожеланиями и наклонностями.
Истинный пост есть совокупность воздержания телесного и духовного и без этого единения пост превращается в простую диету приносящей один вред. Прп. Марк Подвижник пишет: «Если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее не засеянною, то она густо покрывается плевела-ми. Подобно и тело, когда будет истончено постом, а душа не возделается мо-литвою, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочис-ленных плевелов – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства» . И часто такое состояние можно видеть в православной среде. До поста люди живут тихо, мирно, но стоит придти посту, как начинаются споры и распри. Это все по тому, что постящийся человек не соединяет с телесным постом внутренней борьбы со страстями. Пост утомляя тело ослабляет его греховное действие, а страсти живя в нашей душе и не находя себе удовлетворения в те-лесных выражениях, обрушиваются на окружающих нас ближних с величай-шей силой в виде гнева, раздражительности, зависти, ненависти и так далее.
Таким образом, пост служит усмирением тела, высвобождая силы для ду-ховной брани. «Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять непри-ятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы и таким образом неприятели погибая от голода покоряются ему. Так бывает и с плот-скими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев оставят его душу» .Отсюда становится понятно, почему в Православной Церк-ви пост послабляется, или вообще отменяется больным людям и немощной ста-рости. У человека больного или старого тело измождено болезнями и трудами и страсти имеющие свои корни в душе не находят, как говорилось выше, телес-ного удовлетворения и со всей яростью ополчаются на несчастного и окру-жающих. Поэтому святые отцы видят в болезни и немощи самый телесный пост и советуют этим людям отменить пост в еде и обратить более внимание на ду-шевную борьбу со страстями. «… Когда болезнь тяготит нас, - говорит прп. Синклитикия, - не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Но болезни и раны служат к истреблению похоте-ний; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же болезни исторгают эти страсти, то не о чем нам заботится. Великий подвиг - терпеливо переносить болезни, и среди их воссылать благодарственные песни Богу» .
Нужно помнить, что Церковь во дни поста никому не предписывает совер-шать насилие над своим естеством, но призывает к очищению от греха. "…Придите, верующие, - говорится в песнопениях Великого Поста, - и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, изба-вимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрастим данные нашей душе дарования, и приступим ко Христу, в покаянии взывая : Боже наш помилуй нас" .
_________________ Да сбудутся мечты Билли Бонса
|