Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн — что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7), — говорит Христос Спаситель.
Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков. Какое зло приносит необдуманное злое слово нашим ближним, мы можем увидеть из такого примера.
Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».
Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» [1].
Кто же из нас свободен от осуждения ближних?
Судия и Царь Небесный изрек заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить всех людей.
Преподобный Иоанн Мосх увещает нас не осуждать никого и для нашего назидания приводит следующий пример. Один человек, живя на земле, не заботился о своем спасении, но когда умер, то все думали, что его участь за гробом будет плачевной. И вот однажды священник, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души, произнес слова: «Помяни, Господи, новопреставленного...». И вдруг он увидел этого умершего человека перед собой. Священник спросил его: «Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?» Он ответил: «Как молния». И рассказал следующее: «Когда моя душа отделилась от тела, то ее взяли ангелы и принесли к Богу, и я слышал слова от Него: «Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: не судите, да не судимы будете. Вот этот человек, хотя он и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном»[2].
Вот насколько важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения. «Блюдись, человек, — говорит преподобный Антоний Великий, — возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов»[3].
В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) приведен следующий пример действия слова праздного и слова благого. Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушед-ши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: «Куда бежишь, демон?» Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй». Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости и служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином[4].
_________________ Счастлив тот, кто умеет делать счастливыми других.
|