Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Православие и философия
 Сообщение Добавлено: 22 май 2006, 11:34 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Здравствуйте.

У меня два вопроса. Если кто-нибудь знает, скажите пожалуйста:
1) Как относится Православная Церковь к работам Герберта Маркузе.
2) Какие классические школы философии одобряются Православной Церковью?

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 май 2006, 14:47 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Лично я с работами Маркузе не знаком, хотя читал некоторые работы его коллеги по франкфуртской школе Э. Фромма. Высказываний авторитетных лиц тоже не встречал. :)
Однако не трудно предположить какая может быть дана православная оценка мыслителю высказывавшему идеи, что “без сексуальной революции невозможна и социальная революция”, а надежду на преобразование общества можно возложить только лишь на деклассированные элементы.
Что же касается второго вопроса, то думаю Господь прямо сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь”, и ап. Павел предупредил: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”. Тем не менее это относится именно к школам, что же касается философии вообще, то по известному изречению: “философия есть служанка богословия”.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 май 2006, 16:31 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
Однако не трудно предположить какая может быть дана православная оценка мыслителю высказывавшему идеи, что “без сексуальной революции невозможна и социальная революция”, а надежду на преобразование общества можно возложить только лишь на деклассированные элементы.

мммм...
Маркузе не писал об этом.
В центре его анализа совсем другие проблемы.
Приведу несколько небольших вырезок из работы "Одномерный человек".

Часть I. ОДНОМЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
1. Новые формы контроля
Развитая индустриальная цивилизация - это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе.....
...основа понятия "внутренней свободы": оно обозначает личное пространство, в котором человек имеет возможность оставаться "самим собой".
В современную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на нет....
...Машинный процесс в технологическом универсуме разрушает внутреннюю личную свободу и объединяет сексуальность и труд в бессознательный, ритмический автоматизм...
...пораженное безумием целое санкционирует безумность частных проявлений и превращает преступления против человечества в рациональную предприимчивость....
...Рациональными тогда становятся даже самые безумные расчеты: уничтожение пяти миллионов человек можно предпочесть уничтожению десяти...
...Власть над человеком, достигнутая обществом, ежедневно оправдывается его эффективностью и производительностью...
и все в таком духе.

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 май 2006, 17:47 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
А Вы уверены, что сами прочитали “всего” Маркузе :). Мне так нет резона не доверять зав. кафедры философии ПСТГУ В.П. Леге:

Цитата:
Надо признать, что в лечении неврозов Фрейд не предлагал рецептов, которые впоследствии изобрели его последователи, например Маркузе. Маркузе говорил, что если у человека есть половой инстинкт, а общество его запрещает, то, чтобы быть здоровым, человек должен наплевать на общество, на супер-ego, и дать волю своему оно — тогда все встанет на свои места. Известен лозунг Маркузе: истинная революция невозможна без революции сексуальной (Лекции по истории западной философии)

И для того, чтобы человечество пришло в нормальное состояние, нужно восстановить нормальный порядок вещей, нужно освободить энергию либидо, раскрепостить эрос, на который давит общество, нужно отрицать сверх-я, отрицать власть цивилизации. Как говорил Маркузе, «без сексуальной революции невозможна и социальная революция». Результаты известны. (Лекции по истории западной философии)

Вторая идея Маркузе — это идея одномерного человека. В XIX в., в обществе, которое описывал Маркс, человек, по Маркузе, был двумерным: он потреблял и производил различные материальные блага, но имел и второе измерение — революционное. Его включенность в производственный процесс порождала его революционную направленность. В современном обществе человек утратил свою вторую размерность — революционную, и превратился только в потребителя. Это одномерный человек. Рабочий, утратив свою революционную направленность, не мыслит жизни вне потребления, вне стереотипов, которые навязывает ему современное общество. Поэтому рабочий класс утратил свою революционную направленность и превратился, наоборот, в опору установленного образа жизни. Рабочий класс капитулировал перед властью, утратил свое социально-критическое измерение, и надежду на революцию с ним связывать уже ни в коей степени нельзя. Эту надежду можно связывать только с теми людьми, которые не участвуют в процессе потребления, которые противопоставляют себя обществу. Это различного рода деклассированные элементы — люмпены, национальные меньшинства, активное студенчество, некоторая часть интеллигенции. Именно эта часть общества сейчас является наиболее прогрессивной. Таким образом Маркузе пытался соединить марксизм с фрейдизмом, правда, это получалось у него в достаточно эпатирующей манере. (Лекции по истории западной философии)


И переводчику книги Г. Маркузе на русский язык А. Юдину:

Цитата:
Эта книга [Эрос и цивилизация] - одна из немногих теоретических попыток изменения человека в сторону раскрепощения сексуальной энергии и отношения к человеческому телу, как к инструменту не столько труда, сколько удовольствия. (Парадоксы критической теории Герберта Маркузе)

Единственную силу, реально противостоящую индустриальному обществу, он видит в аутсайдерах этого общества. Но даже при большом желании в них нельзя увидеть создателей новой нерепрессивной рациональности и "основание" мышления Маркузе. (Парадоксы критической теории Герберта Маркузе)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 май 2006, 09:33 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
А Вы уверены, что сами прочитали “всего” Маркузе

Вижу что не всего :D

Спасибо всем. Это то, что я хотел услышать.
Чуял, что нечисто тут, да не знал где собака зарыта.

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 май 2006, 10:25 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Ой.) Я забыл.
На второй вопрос не сочтите за труд ответить.

Интересно, кто из философов пытался объединить размышления о бытии с Православной верой, или мне сразу к сочинениям святых отцов переходить?
Бердяев? Лосский?

Заранее благодарю.

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 май 2006, 12:52 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Да, пожалуй, вся русская философия начиная со Сковороды и, наверное, до возникновения советской философии, была так или иначе связана с Православием. Мне лично ближе всего К. Леонтьев.
Если уж спрашиваете, то выскажу свою точку зрения. Начинать со святоотеческой литературы надо в любом случае, и пока сердце не “пропитается” духом святых отцов. Тогда Вы сразу будете чувствовать “где нечисто” у русских философов, да и у современных авторов. Потом уже умом можно разбираться, где конкретно и в чем они погрешили, а в чем они были правы. В противном случае, первоначально начитавшись религиозных философов, Вы потом не сможете читать творения святых, я такое встречал уже не раз. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам свт. Григория Чудотворца:

“Душа человеческая легко поддается обману посредством слова и легко склоняется к согласию и готова, прежде чем всесторонне обсудит и исследует, вследствие собственной тупости и слабости, или вследствие утонченности речи, отказаться от труда точного исследования и совершенно легко отдается часто ложным речам и учениям, которые и сами уклонились с правого пути, и вводят в заблуждение и тех, которые держаться их. И не это только, - но если бы даже иное слово пожелало исправить заблуждение, то душа уже не допускает к себе и не позволяет переубедить себя, но крепко держится того, что овладело ею, как будто захватил ее в свою власть какой-то неумолимый тиран… Каждый любит то, с чем он случайно встретился в начале и, как бы связанный им, уже не в состоянии внимать чему либо другому”.

Что же касается святых отцов, то если у Вас философский склад ума, может быть стоит начать с прп. Максима Исповедника, не трогая его экзегетику. Сейчас еще встречается в магазинах хорошая книга изд. «Паломник». А там читая комментарии А.И. Сидорова поймете к кому из святых отцов обратиться далее.
С уважением.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 май 2006, 13:40 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо.
Попробуем.

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: