|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 8 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Дима!!!
|
Заголовок сообщения: Православие и философия Добавлено: 22 май 2006, 11:34 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47 Сообщения: 299
Возраст: 41 Откуда: Санкт-Петербург
|
Здравствуйте.
У меня два вопроса. Если кто-нибудь знает, скажите пожалуйста:
1) Как относится Православная Церковь к работам Герберта Маркузе.
2) Какие классические школы философии одобряются Православной Церковью?
_________________ "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 май 2006, 14:47 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Лично я с работами Маркузе не знаком, хотя читал некоторые работы его коллеги по франкфуртской школе Э. Фромма. Высказываний авторитетных лиц тоже не встречал.
Однако не трудно предположить какая может быть дана православная оценка мыслителю высказывавшему идеи, что “без сексуальной революции невозможна и социальная революция”, а надежду на преобразование общества можно возложить только лишь на деклассированные элементы.
Что же касается второго вопроса, то думаю Господь прямо сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь”, и ап. Павел предупредил: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”. Тем не менее это относится именно к школам, что же касается философии вообще, то по известному изречению: “философия есть служанка богословия”.
|
|
|
|
|
Дима!!!
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 май 2006, 16:31 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47 Сообщения: 299
Возраст: 41 Откуда: Санкт-Петербург
|
Цитата: Однако не трудно предположить какая может быть дана православная оценка мыслителю высказывавшему идеи, что “без сексуальной революции невозможна и социальная революция”, а надежду на преобразование общества можно возложить только лишь на деклассированные элементы.
мммм...
Маркузе не писал об этом.
В центре его анализа совсем другие проблемы.
Приведу несколько небольших вырезок из работы "Одномерный человек".
Часть I. ОДНОМЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
1. Новые формы контроля
Развитая индустриальная цивилизация - это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе.....
...основа понятия "внутренней свободы": оно обозначает личное пространство, в котором человек имеет возможность оставаться "самим собой".
В современную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на нет....
...Машинный процесс в технологическом универсуме разрушает внутреннюю личную свободу и объединяет сексуальность и труд в бессознательный, ритмический автоматизм...
...пораженное безумием целое санкционирует безумность частных проявлений и превращает преступления против человечества в рациональную предприимчивость....
...Рациональными тогда становятся даже самые безумные расчеты: уничтожение пяти миллионов человек можно предпочесть уничтожению десяти...
...Власть над человеком, достигнутая обществом, ежедневно оправдывается его эффективностью и производительностью...
и все в таком духе.
_________________ "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 май 2006, 17:47 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
А Вы уверены, что сами прочитали “всего” Маркузе . Мне так нет резона не доверять зав. кафедры философии ПСТГУ В.П. Леге:
Цитата: Надо признать, что в лечении неврозов Фрейд не предлагал рецептов, которые впоследствии изобрели его последователи, например Маркузе. Маркузе говорил, что если у человека есть половой инстинкт, а общество его запрещает, то, чтобы быть здоровым, человек должен наплевать на общество, на супер-ego, и дать волю своему оно — тогда все встанет на свои места. Известен лозунг Маркузе: истинная революция невозможна без революции сексуальной (Лекции по истории западной философии)
И для того, чтобы человечество пришло в нормальное состояние, нужно восстановить нормальный порядок вещей, нужно освободить энергию либидо, раскрепостить эрос, на который давит общество, нужно отрицать сверх-я, отрицать власть цивилизации. Как говорил Маркузе, «без сексуальной революции невозможна и социальная революция». Результаты известны. (Лекции по истории западной философии)
Вторая идея Маркузе — это идея одномерного человека. В XIX в., в обществе, которое описывал Маркс, человек, по Маркузе, был двумерным: он потреблял и производил различные материальные блага, но имел и второе измерение — революционное. Его включенность в производственный процесс порождала его революционную направленность. В современном обществе человек утратил свою вторую размерность — революционную, и превратился только в потребителя. Это одномерный человек. Рабочий, утратив свою революционную направленность, не мыслит жизни вне потребления, вне стереотипов, которые навязывает ему современное общество. Поэтому рабочий класс утратил свою революционную направленность и превратился, наоборот, в опору установленного образа жизни. Рабочий класс капитулировал перед властью, утратил свое социально-критическое измерение, и надежду на революцию с ним связывать уже ни в коей степени нельзя. Эту надежду можно связывать только с теми людьми, которые не участвуют в процессе потребления, которые противопоставляют себя обществу. Это различного рода деклассированные элементы — люмпены, национальные меньшинства, активное студенчество, некоторая часть интеллигенции. Именно эта часть общества сейчас является наиболее прогрессивной. Таким образом Маркузе пытался соединить марксизм с фрейдизмом, правда, это получалось у него в достаточно эпатирующей манере. (Лекции по истории западной философии) И переводчику книги Г. Маркузе на русский язык А. Юдину: Цитата: Эта книга [Эрос и цивилизация] - одна из немногих теоретических попыток изменения человека в сторону раскрепощения сексуальной энергии и отношения к человеческому телу, как к инструменту не столько труда, сколько удовольствия. (Парадоксы критической теории Герберта Маркузе)
Единственную силу, реально противостоящую индустриальному обществу, он видит в аутсайдерах этого общества. Но даже при большом желании в них нельзя увидеть создателей новой нерепрессивной рациональности и "основание" мышления Маркузе. (Парадоксы критической теории Герберта Маркузе)
|
|
|
|
|
Дима!!!
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 май 2006, 09:33 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47 Сообщения: 299
Возраст: 41 Откуда: Санкт-Петербург
|
Цитата: А Вы уверены, что сами прочитали “всего” Маркузе
Вижу что не всего
Спасибо всем. Это то, что я хотел услышать.
Чуял, что нечисто тут, да не знал где собака зарыта.
_________________ "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)
|
|
|
|
|
Дима!!!
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 май 2006, 10:25 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47 Сообщения: 299
Возраст: 41 Откуда: Санкт-Петербург
|
Ой.) Я забыл.
На второй вопрос не сочтите за труд ответить.
Интересно, кто из философов пытался объединить размышления о бытии с Православной верой, или мне сразу к сочинениям святых отцов переходить?
Бердяев? Лосский?
Заранее благодарю.
_________________ "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 май 2006, 12:52 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Да, пожалуй, вся русская философия начиная со Сковороды и, наверное, до возникновения советской философии, была так или иначе связана с Православием. Мне лично ближе всего К. Леонтьев.
Если уж спрашиваете, то выскажу свою точку зрения. Начинать со святоотеческой литературы надо в любом случае, и пока сердце не “пропитается” духом святых отцов. Тогда Вы сразу будете чувствовать “где нечисто” у русских философов, да и у современных авторов. Потом уже умом можно разбираться, где конкретно и в чем они погрешили, а в чем они были правы. В противном случае, первоначально начитавшись религиозных философов, Вы потом не сможете читать творения святых, я такое встречал уже не раз. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам свт. Григория Чудотворца:
“Душа человеческая легко поддается обману посредством слова и легко склоняется к согласию и готова, прежде чем всесторонне обсудит и исследует, вследствие собственной тупости и слабости, или вследствие утонченности речи, отказаться от труда точного исследования и совершенно легко отдается часто ложным речам и учениям, которые и сами уклонились с правого пути, и вводят в заблуждение и тех, которые держаться их. И не это только, - но если бы даже иное слово пожелало исправить заблуждение, то душа уже не допускает к себе и не позволяет переубедить себя, но крепко держится того, что овладело ею, как будто захватил ее в свою власть какой-то неумолимый тиран… Каждый любит то, с чем он случайно встретился в начале и, как бы связанный им, уже не в состоянии внимать чему либо другому”.
Что же касается святых отцов, то если у Вас философский склад ума, может быть стоит начать с прп. Максима Исповедника, не трогая его экзегетику. Сейчас еще встречается в магазинах хорошая книга изд. «Паломник». А там читая комментарии А.И. Сидорова поймете к кому из святых отцов обратиться далее.
С уважением.
|
|
|
|
|
Дима!!!
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 май 2006, 13:40 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47 Сообщения: 299
Возраст: 41 Откуда: Санкт-Петербург
|
Спасибо.
Попробуем.
_________________ "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 8 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|