Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном
В славянском тексте вместо слово «здоров» употреблено слово «цел», «Хочешь ли цел быти?» спрашивает Христос расслабленного. Слово «цел» точнее выражает сущность нашей человеческой природы, ведь здоровое состояние человека в первую очередь определяется его целостностью, не разрозненностью, как внутренней, так и внешней, выражающейся в его гармоничном общении с Богом и с ближним, и с остальным окружающим миром. Грехопадение Адама привнесло в человечество и окружающий мир расстройство и разделение, в человеке появились порочные страсти, душевные и телесные болезни, страдания. По мысли свт. Феофана Затворника: «Жизнь человека состоит в гармоничном сочетании сил его природы и их взаимодействии, соответственно их природе. Если сие законное соотношение их отнято… то и жизни, и деятельности в человеке, свойственной человеку, нет. На вид он человек, а по настроению внутреннему – не истинный человек. Как инструмент расстроенный по виду есть тот или другой; а по звукам – не знать какой, так судить должно и о человеке, которого внутреннее расстроено грехом. В сем отношении надобно сказать, что в нём умерло или утрачено истинно человеческое, или то, что свойственно человеку. Как мертвый не видит, не слышит, не движется, так и человек грешник не видит, не слышит и не движется по человечески: делает дела, но мертвые (Евр. 6,1;9,14)».
Источник - Валаамский монастырь
http://valaam.ru/ru/sermons/6324/