Lili
Что такое переходящие и непереходящие праздники - это Вы и сами уже понимаете. непереходящие - это те, которые установлены на конкретные даты (Рождество, Успение, Богоявление и т.д.), переходящие - те, что "отсчитываются" от Пасхи, в каждый конкретный год имеют разные даты.
Двунадесятые праздники - это самые "крупные" праздники богослужебного года после Пасхи. Пасха, как "праздников праздник и торжество есть торжеств" в их число не входит, а как бы занимает безоговорочное первое место.
А вот за ней и следуют 12 больших праздников ("двунадесять" - это и есть 12 по-церковнославянски):
Рождество (7-е января н.ст.)
Богоявление (19-е января)
Сретение (15-е февраля)
Благовещение (7 апреля)
Вход Господень в Иерусалим (неделя перед Пасхой)
Вознесение (40 дней после Пасхи)
Троицын день (7-я неделя после Пасхи)
Преображение (19-е августа)
Успение (28-е августа)
Рождество Пресв. Богородицы (21-е сентября)
Крестовоздвижение (27-е сентября)
Введение во храм (4-е декабря).
О значении и смысле кажого праздника надо читать в книгах, это уж слишком длинно, да и не о том Вы спрашиваете.
Заметьте, все эти праздники, за исключением Крестовоздвижения, относятся к началу нашей эры, и воспоминаемые события произошли в иудейской стране, где в то время календаря в нашем понимании этого слова и не было. Вернее, был, но свой, лунный. Вели его учёные еврейские мудрецы, иногда вставляя и вынимая некоторые лунные месяцы из календаря для того, чтобы еврейская пасха, празднуемая там 14-го числа месяца по названию, вроде, нисана (очень могу соврать в названии) всегда приходилась на весну, а не зиму и лето. Вот эта вольность и не позволяет нам точно установить даты евангельских событий. Даже если записи о том, как исчислялся календарь в Иудее начала века, и велись, то наверняка были уничтожены при разгроме римлянами Иерусалима в конце 1-го - начале 2-го века.
В общем, установить связь еврейского лунного и римского солнечного календаря тех времён мы не можем никак. Можем только исчислять их друг относительно друга. Ведь ясно, что, скажем, Благовещение произошло за 9 месяцев до Рождества, а Вознесение - через 40 дней после Пасхи. Вот эти указанные в Писании "интервалы" мы и выдерживаем, в то время понимая, что даты установлены уже позже, веке в 4-м, и точно до нас, вообще говоря, не дошли.
Время празднования христианской Пасхи с самого начала существования Церкви все считали по-разному. Основное требование - чтобы она праздновалась после иудейской пасхи, а никак не раньше и тем более не вместе с ней. К началу документированного периода церковной истории, то есть, к 4-му веку, православный люд более-менее пришёл к общему мнению, и на 1-м вселенском соборе в Никее (325-й г.) было установлено, что Пасха празднуется в первое воскресенье, случившееся после первого астрономического весеннего полнолуния. Так с тех пор и считают.
Рождество на православном Востоке было, вообще говоря, неизвестно. Праздновать его начали в Риме, и уже позже, в конце 4-го или начале 5-го века, оно пришло и к грекам. Вроде бы, во времена Иоанна Златоуста это случилось, если не немного раньше. Дату праздника установили римляне, исходя из общих соображений, опираясь на предания, сохранившиеся к тем временам. Точно об аргументах, почему именно 25-го декабря ст.ст. они стали праздновать, писать я не могу - просто этого не знаю.