Зареслава писал(а):
по определённым признакам - нетление мощей, исцеления, ещё вроде что-то.
Праведная жизнь, почитание в народе, свидетельства о чудесах.
Цитата:
А тут - живой человек, пусть он и патриарх, но ведь не папа Римский же?
Разве это православно?
Как же так? Почему святейший?
Это просто-напросто традиция Русской и некоторых других Поместных Церквей. А вот Иерусалимского патриарха называют "блаженнейшим", что вовсе не означает несения патриархом подвига юродства.
Инака писал(а):
Ну не
святой же
Я уже, кажется, на этом форуме отмечал, что представление о том, что "святой отец" - "неправославное обращение", верно лишь отчасти. Действительно, в Русской Церкви не принято
в обыденной жизни обращаться к священнику "святой отец", что воспринимается нами как признак католицизма. С другой стороны, "святыми" в первохристианской общине назывались простые её члены. А в богослужебных, святоотеческих и аскетических текстах мы то и дело встречаем слова "святой отец", относимые, например, даже к простым монахам, не имеющим священного сана. В конце
чина великого повечерия есть повседневный чин прощения:
Цитата:
Тaже сотворив предстоятель поклон на зeмлю, глаголет брaтии: Благословите отцы святии, простите ми грешному.
И брaтия:
Бог простит ти, отче святый.
А затем каждый просит прощения у предстоятеля:
Цитата:
Благослови отче святый, и прости мя грешнаго.
То есть это древняя традиция, никак не связанная с влиянием папёжников.
Алексий писал(а):
Отсюда и Святейший. То есть из Табели о рангах.
Не совсем так. Титул "святейший патриарх" употреблялся задолго до появления "табели о рангах".
Насколько мне известно, табель о рангах лишь несколько видоизменила некоторые сложившиеся ко времени её утверждения обращения к церковным чинам. В частности, обращение "ваше преподобие", по католическому образцу, стало распространяться не только на иеромонахов, но и на белых, женатых священников (с той разницей, что католические-то священники не женаты, а целибаты
).