Вячеслав Валентинов писал(а):
Moskvich писал(а):
Поминовение усопших, глава II, ранняя литургия
Благодарю, посмотрю на досуге.
Ну уж нет, знаем мы ваши досуги
Святитель Афанасий Ковровский писал(а):
[363] В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт - "придельные попы". В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные "поповские клиросы", и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.