Святые ходатаи за нас перед Богом
--------------------------------------------------------------------------------
Дар исцеления всегда бывает двояким: естественным или чудотворным.
Целители и врачи "естественники" лечат знанием и умением, и к ним обращаться Церковь никогда не возбраняла.
Святая Церковь запрещает своим чадам прибегать к помощи лишь тех "целителей", которые, хотя и могут подчас совершать "чудеса" исцелений, но пользуются при этом источниками темной энергии, и потому облегчение физических страданий происходит за счет духовного падения и пленения. Это известные с древности ворожеи, колдуны, чародеи и современные экстрасенсы, часто сами не подозревающие, какой энергией они пользуются.
Канонизованные святые еще при своей жизни нередко совершали чудеса исцелений от различных недугов при содействии им благодати Св. Духа, не требуя награды за свой труд, помня наказ: "Даром получили, даром давайте". И после ухода из этого мира они продолжают многим помогать при молитвенном к ним обращении.
На сайте рассказывается, каким святым молиться в различных нуждах. Имеются ссылки на другие православные ресурсы Интернета, содержащие жития и иконы упомянутых святых, акафисты и другие молитвы к ним.
Хотя, конечно, список упомянутых на сайте святых угодников Божьих не может и в малой степени исчерпать бесчисленного сонма святых, явленных в Церкви Христовой для помощи страждущим, первой из которых предстательствует за нас к Богу Царица Небесная Пресвятая Богородица.
Главный же Врач душ и телес наших, без ведома которого и волос не падает с головы человека, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение за помощью об исцелении - Христос истинный Бог наш, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
Есть святые, к которым прибегать в той или другой нужде мы имеем особенные основания. Господь Бог, "Во святых почиваяй", удостоил и всех их чести, чтобы быть ходатаями за нас пред Ним во всяких нуждах наших. Но в то же время Он отличил некоторых из них особенною благодатию подавать нам помощь. Здесь достигаются такие премудрые Его цели: чтобы наградить самих святых за этот подвиг, в котором они сами искушены были, и чтобы тем скорее помогали нам, искушаемым (Евр. 2, 18); чтобы чудесною помощью одного из них пользовались многие, нуждающиеся в этой самой помощи; чтобы, имея многие нужды по душе и по телу, мы и обращались ко многим святым, смотря по различным Божьим дарованиям им, а таким образом сообщались бы со многими из них чрез Единого Бога; чтобы кто-либо из нас, привязываясь верою и любовию к одному из святых за благодеяния этого святого себе и всему дому своему, не пренебрегал другими святыми (святые ведь составляют одно семейство Христово); чтобы каждый из нас в своем горе-несчастии прежде всего отыскивал и находил для себя утешение в завещаниях святой веры, а не в суетной защите человеческой (Пс. 59, 13), и тем более, не в суеверии каком (например, иные - в ворожбе); и чтобы мы не сомневаясь нисколько в том, что каждому открыт доступ к престолу благодати (Евр. 4, 16) Самого Всевышнего Господа, в то же время от сознания своего горя или ввиду особенной своей нужды, которые застигли нас, приходили к сознанию своего недостоинства предстать прямо ко Всевышнему с молитвою. И мы знаем по житиям святых, что одни из них (как, например, святая Варвара великомученица) сами просили Бога, чтобы Господь Бог удостоил их дара помогать людям в известных случаях жизни: эти прошения свои они высказывали обыкновенно тогда, когда сами служили Господу Богу великою службою, то есть когда страдали и умирали за святую веру. Другие из них открывали о себе (например, в сновидении), чтобы к ним обращались в такой-то нужде, а потом и оказывали помощь нуждающимся. К третьим составилось на сей раз доверие по историческим сказаниям о них или по народно-религиозному преданию (хотя здесь требуется строго дознать, верны ли эти сказания и предания, не одно ли они суеверие).
Но без сомнения, когда мы молимся какому-нибудь святому в особенной своей нужде, то должны возвышать свою мысль к Господу Богу, ПОДАТЕЛЮ ВСЕХ БЛАГ; должны помнить, что молитва-то об нас будет святого, а исполнение ее последует от Самого Бога.
Итак, предлагаем список святых, которые прославили себя помощью людям в особенных нуждах людей или к которым по крайней мере особенно приличною может быть молитва в этих нуждах.
--------------------------------------------------------------------------------
В болезнях
В ГОЛОВНОЙ. Св. Иоанну Предтече с пением тропаря и Евангельским чтением усекновению главы его. Один взгляд на страдальческую главу Крестителя располагает нас искать у него помощи против этой боли:
В ГЛАЗНОЙ. Божией Матери в честь ее иконы Казанской(Четьи-Минен, 8 июля). Основание молиться находим в обстоятельствах явления этой иконы. Первыми чудесами от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться пред этой иконою в глазных болезнях. Мученику Лонгину Сотнику(16 октября). Это тот самый сотник, который находился на страже у креста Спасителя. Есть предание, что он был и во время прободения воином ребр Христовых, что капля крови из прободенного ребра попала на его больные глаза, и он исцелел. Кроме того, первым чудом от его главы, усеченной мечом, было прозрение ослепшей женщины. К этой женщине он сам явился, внушая ей вырыть из земли его главу и обещая ей прозрение. Никите, епископу Новгородскому (31 января). Замечательная особенность в чудесах Никиты, что от него получают помощь преимущественно слепые или люди с поврежденным зрением. Симеону Праведному, чудотворцу Верхотурскому (в Пермской губернии). Самое открытие мощей Симеона сопровождалось исцелением глазной болезни - и над кем же? Над самим открывателем, митрополитом Игнатием. Митрополит не пошел на могилу неизвестного человека, погребенного у церкви, чтобы лично освидетельствовать поднимающийся из земли гроб, но послал для этого игумена с другими священниками, и за такое невнимание подвергся болезни левого глаза (Лет. СПб.). Затем от Симеона и многие получали исцеление от глазной болезни, иногда самой упорной и продолжительной. При этом не забудем, что угодник Божий большей частью сам является во сне больным и внушает им искать у него помощи. (Житие его, издание 1866 г.). Гурию и Варсонофию, Казанским святителям и чудотворцам: большее число чудесных исцелений от этих святых также относится к глазной болезни.
В ГЛУХОТЕ или только В БОЛИ УШЕЙ. Может быть отслужен молебен вообще "о недужном" по книге "молебных пений", с переменою Евангельского чтения. Чтением же Евангелия в таком случае будут от Марка седьмой главы стихи 32-37.
В БОЛИ ЗУБНОЙ. Антипе священномученику. Это тот Антипа, о котором утоминается в Апокалипсисе 2, 13. Когда он был брошен мучителями в раскаленного медного быка, то просил Бога о благодати ему лечить людей в "неутешимой зубной боли".
В БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДКА, равно как и В ГРЫЖЕ. Артемию великомученику (20 октября). Артемий был придавлен от мучителей огромным камнем, так что у него вытеснились внутренности. Затем большая часть его чудесных исцелений была страдающим болями а желудке.
В УВЕЧЬИ или в иной БОЛИ РУК. Божией Матери, в честь иконы "Троеручицы" и прп. Иоанну Дамаскину, пресвитеру (4 декабря). Дамаскин слезно молился пред иконою Божией Матери, чтоб рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию и которую велел отсечь князь Дамасский по клевете на него, снова приросла к суставу. И что же? Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Дамаскин удостоился видения Божией Матери, как есть срослась. Боли совершенно прекратились. Тогда Дамаскин в чувстве благодарности к Небесной Целительнице привесил к той же иконе ее изображение (серебряной руки) и снова стал писать духовные сочинения, из которых первым был ирмос: "Твоя победительная десница!"
В БОЛИ НОГ. И опять Симеону Верхотурскому (12 сентября). Симеон помотает в этой болезни столько же, как и в глазной. И сам он не мог не чувствовать изнеможения в своих ногах, потому что пеший с огромною околицею совершил свой путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).
В ЛИХОРАДКЕ. Преп. Мирону и Василию Новому. Оба эти святые еще в жизни своей сделались известными целителями от лихорадки, например, возле последнего только сел больной, когда сильно затрясла его лихорадка, и выздоровел.
В ГОРЯЧКАХ. Апостолу Петру, у которого Спаситель исцелил тещу, лежащую в горячке. Евангельским чтением при этом может быть 26 зачало от Мф. до ст. 18.
В ГРУДНОЙ. Св. Димитрию Ростовскому (21 сентября). Димитрий сам изнемогал от этой болезни и, наконец, умер от нее.
В БОЛЕЗНЯХ МЛАДЕНЦЕВ. Святителю Иулиану. (13 июля). Он исцелял и даже воскрешал детей. Отсюда идет древнее предание молиться ему о детях.
В ЖЕНСКОМ КРОВОТЕЧЕНИИ. Прп. Ипатию. В жизни своей помогал многим своею благодатною силою в этой болезни.
В РАССЛАБЛЕНИИ ТЕЛА С БЕССОННИЦЕЙ, ПОТЕРЕЙ АППЕТИТА и ЛИШЕНИЕМ КАКИХ-ЛИБО ЧЛЕНОВ. Прп. Александру Свирскому. Александр Свирский столько был свят и чист душою, что удостоился видения пресвятой Троицы, явившейся ему, как и Аврааму, в виде трех мужей. Из 23 чудес его почти половина относится к исцелению расслабленных.
ВООБЩЕ В БОЛЕЗНЕННОМ СОСТОЯНИИ И В БОЛЕЗНЯХ. Спиридону, епископу Тримифунтскому (12 декабря) (был пастух и женатый), прославился при жизни даром исцелять больных. Прп. Пимену Многоболезненному (27 августа), сам почти всю жизнь болел и только умер здоровым. Великомученику Пантелеимону, еще живой в высшей степени обладал даром исцелять от недугов (27 июля). Ермолаю, его наставнику и священнику (26 июля). Прп. Сампсону (27 июня), священнику же и целителю. Мученикам Диомиду (16 августа), Косме и Дамиану (1 ноября), Киру и Иоанну (31 января) - все эти мученики и называются "бессеребрениками" преимущественно в смысле безмездных врачей. Мученикам Мокню и Аниките, Фалалею и Трифону, которые также упоминаются в молебне водоосвятительном; последний еще в отрочестве обладал даром исцелять больных (1 февраля).
В ОСПЕ. Мученику Конону.
В семейных неблагополучиях
О СЧАСТЬЕ БРАКА. Божией Матери, которая посетила брак в Кане, и ап. Симону (Зилоту) (10 мая), по преданию греческой церкви, Симон и был женихом на галилейском браке. Своему Ангелу-Хранителю, как некогда Ангел же помотал Товии найти навесту. Св. мученикам Хрисанфу и Дарии (19 марта), которые прежде брака своего согласились между собою, с помощью Божиею, вести жизнь святую, вполне преданную Богу.
О БАГОПОЛУЧИИ ВТОРОГО БРАКА. Прп. игумений Афанасии (12 апреля). Она не желала и первого брака, думая посвятить себя единственно Богу. Но по воле родителей вступила и во второй брак, в котором вела жизнь богоугодную и после которого уже тотчас удалилась в пустыню. Жизнь ее была настолько святая, что через год после ее кончины открылись ее мощи.
В СУПРУЖЕСКОМ НЕПЛОДСТВЕ. Праведным Иоакиму и Анне (9 сентября). Они до старости своей несли горькое неплодство, а потом по благословению Божию родили пресвятую Деву Марию. Прп. Роману, о котором сказано, что "многи жены неплодные молитвою чада родити сотвори" (27 ноября). Мученику младенцу Иоанну Киевопечерскому. Этот младенец (рассеченный пополам) принадлежит к числу Вифлеемских младенцев. В Киево-Печерской лавре живо предание, что молитвы перед его гробом помогают в разрешении неплодства.
В ЖЕЛАНИИ ИМЕТЬ ДИТЯ МУЖСКОГО ПОЛА. Желание не противное Богу, как со стороны бездетных, так и у тех, у которых рождаются дети только женского пола. Молитвенником и на сей раз может быть прп. Александр Свирский. Оснований на то немало. У благочестивых родителей Свирского уже были сыновья и дочери. Но потом пресеклось их деторождение. Так прошло много лет. Они стали просить Бога, чтоб Господь Бог даровал им сына на утешение души и на поддержку в старости их лет. Плодом их молитвы и был Александр Свирский. Затем один боярин, у которого рождались только дочери, усердно просил самого Свирского помолиться о рождении ему сына, и преподобный исполнил его просьбу. После смерти же угодника Божия двое благочестивых мирян, один бездетный, а другой, имеющий детей только женского пола, у гроба его также молились (каждый в особое время), чтоб иметь детей мужеского пола, и молитва верующих была исполнена (память его 30 августа).
В ТРУДНЫХ РОДАХ. Праведным Захарию и Елиса-вете (5 сентября). Захария был связан немотою, а по церковному преданию, и глухотой, до того самого времени, как разрешалась беременная супруга его, Елисавета. Прп. Мелакии Римлякыне (31 декабря). Она сама мучилась в родах и едва не умерла от родов.
В НЕДОСТАТКЕ МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ. Прп. Ипатию, который, как сказано з прологе, "жены безкормны... млеко точити сотвори".
В СЛАБОМ УЧЕНИИ ДЕТЕЙ. Св. трем отрокам: Анании, Азарии, Мисаилу (17 декабря); прославились мудростию при дворе вавилонского царя. Св. мученику Неофиту (21 января), когда Неофит учился еще в школе, показал в себе чудотворную силу. Также прп. Сергию Радонежскому, чудотворцу; святителю Феодосию, епископу Черниговскому.
В ЗАБОТЕ ПРИСТРОИТЬ В ЗАМУЖЕСТВО ДОЧЕРЕЙ. Св. Николаю-чудотворцу; "старцу-родителю (читается в акафисте в честь ев. Николая) ... нощию узелцы три злата таился тайно подал еси". Помощью этих-то узелков со златом дочери бедного отца были пристроены. Филарету Милостивому (1 декабря). Филарет обнищал. Но при этом на руках его еще оставались трое внуков совершеннолетних, За веру и милосердие его одна из них - внучка Мария - и была неожиданно избрана невестою для самого царя Константина Багрянородного.
В ЗАБОТЕ О ДОЛЖНОСТИ или об ином каком занятии для сыновей и вообще в возрастном состоянии детей. Святителю Митрофану Воронежскому. Надобно сказать, что св. Митрофан большую половину евоей жизни провел не только мирянином, но и семейным человеком, происходя однако от рода священнического. У него был сын Иван, который служил подьячим. И вот, когда он уже носил сан архиерейский, то просил о своем сыне достопочтенных лиц, чтоб сыну его не было обид, чтоб сын его дальше держал себя от худых людей и чтоб было покровительство на должности его сыну.
В ПЕЧАЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО СЕРДЦА О СЫНЕ ИЛИ ДОЧЕРИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ И ЖИВЫ ЛИ. Прп. Ксенофонту и Марии. Они потеряли сыновей своих Аркадия и Иоашна, когда последние отправились в дорогу, долго отыскивали потерянных и не находили; однако не ослабевали надеждою на Бога и, наконец, были обрадованы свиданием с любезными детьми. На молебне преподобным можно читать Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11 - 32) или же о погибшей овце (ст. 3-7) и потерянной дидрахме (ст. 8-10).
О БЛАГОПОЛУЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ МУЖА ИЗ ДАЛЕКОЙ ОТЛУЧКИ (например, с войны). Сорока мученикам (9 марта). Указание для молитвы в настоящем случае находим у св. Василися Великого в слове о св. мучениках. Василий Великий, между прочим, мог сделать такое указанна с особенным убеждением, потому что все родственники его имели к 40 мученикам глубокое благоговение.
КОГДА МУЖ НЕНАВИДИТ И ГОНИТ СВОЮ ЖЕНУ. Мученикам Гурию, Самону и Авиву (15 ноября). Жена одного жестокого мужа по имени Евфимия живою была положена в гроб. Когда же она с сильною верою и со слезами помолилась в самом гробе святым мученикам, то осталась жива. Отсюда составилось верование прибегать к Гурию, Самону и Авиве в подобном положении супружеский жизни. Верование это, выражаемое замужними женщинами в столь частых молебнах этим святым, конечно, оправдывается и новыми опытами помощи им со стороны призываемых святых.
В ТОСКЕ ПО РОДИНЕ. Прп. Иоанну Кущнику (15 января). Кущник сам шесть лет провел в страшной борьбе с тоскою о своих родителях и родине.
В житейских нуждах
ПРИ ВХОДЕ В НОВЫЙ ДОМ. Праведнику Иосифу (целомудренному) (7 апреля). Как известно, со входом Иосифа в дом Пентефриев явилась в доме всякая благодать (довольство во всем). Впрочем, как на новоселье, так и на основании дома молебен Иосифу только лишь присоединяется, потому что в первом случае обыкновенно служится водоосвятительный молебен, а при входе в дом положено особое молебствие. В том и другом случае уместен также молебен Ангелу-Хранителю дома.
В ПИТЕЙНЫХ ДОМАХ, в которых живут или сидят для торговли православные. Прп. Василию Новому (26 марта), он опрокинул бочку с вином, в котором потом оказался змий.
ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ПЧЕЛЬНИКА. Св. Иоанну Предтече. Как известно, Предтеча в пустыне питался диким мёдом (см. чин благословения пчел). Евангелием же на этом молебне должно быть 114 зачало от Луки.
ПРИ СЕЯНИИ, как и во время ЖАТВЫ ХЛЕБА. Апостолу Филиппу, которого Спаситель испытывал, когда хотел насытить пятью хлебами пять тысяч человек. При сеянии бросаются на ниву зерна пшеницы, освященной в церкви за всенощной какого-либо годового праздника. Евангелие следует при этом от Иоанна, гл. 6, 5-13.
ПРИ ОТКРЫТИИ РАБОТ В КАКОЙ-ЛИБО ФАБРИКЕ, или мастерской или же в работах уличных, например, плотничной и др. Апостолу Павлу. Хоть Павел, как проповедник Евангелия, пользовался правом от Евангелия жити (I Кор. 9, 14), однако же у солунян, между которыми были тунеядцы, ни днем, ни ночью не оставался без дела (2 Сол. 3, 8). Святителю Василию Великому. В своей Литургии святитель молится о тех, которые несут труды "и в горах, и в рудах... и в пропастях земных, и в горных работах". Да и сам он до служения священнического столько работал, обтесывая, например, камни, что долго оставались на руках его мозоли. На молебне для рабочих, как всегда, многолюдном, может быть и чтение Апостола, именно 2 Сол. 3, 7-12. А Евангелием прилично быть притче о работниках в винограде Мф. 20, 1-16.
ОБ УСПЕХАХ В РЫБОЛОВСТВЕ. Апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В продолжение целой ночи апостолы ничего не поймали, но закинув сети по слову Спасителя, были обрадованы такой ловлей, что, и сеть прорывалась. Евангельское чтение в настоящем молебне такое: "Рече Господь к Симону..." (Лк. 5, 4-11).
В ТОРГОВЛЕ. Великомученику Иоанну Сочавскому (2 июня). По званию своему Сочавский был купец. Иоанну Новому, мученику (18 апреля). Торгуя в Константинополе между турками рядом с турецкими лавочками, последний успевал в своей торговле больше всех. Этим самым, кроме своей христианской веры и святости жизни, еще сильнее возбудил к себе ненависть в неверных, так что и был замучен.
ОТ ПОЖАРА. Божмей Матери в честь ее иконы, называемой "Неопалимая Купина". "Купиной Неопалимой" Божия Матерь называется не в смысле обыкновенной несгораемости в огне, но то такому сравнению: "якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси" (Догматик, гл. 2). Однако в столь страшной беде, как угрожающий или уж начавшийся пожар, не может быть сильнее помощи, как от Божией Матери. В одном из акафистов Царице Небесной читается: "радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая, радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая". (Покр. ик. 9). Никите, епископу Новгородскому (31 января). Одною молитвою своею Никита потушил в Новгороде пожар. Прп. Спиридону, просфорнику (31 октября). Во время пожара в монастырской кухне Спиридон взял воды в свою тонкую мантию. И что же? И вода не вылилась из мантии, и достаточно ее оказалось для потушения пожара. На всяком же молебне против опасности и в беде со стороны огня Евангельским чтением должно быть из 12 гл. от Луки ст. 49-69. На сей раз самым близким применением может быть "молебное пение во время губительного поветрия" (смотри книгу молебных пений). Хотя Евангелие следует читать то, на которое мы указали. Где говорится об избавлении от болезней, там требуется говорить: "... от запаления огненнаго". Запевы же святым будут тогда в середине молебна.
В БЕЗДОЖДИИ ИЛИ ЗАСУХЕ. Пророку Илии. Помолимся, сказано об угоднике Божием, и небо дождь даде (Иак. 5, 18). Самый праздник Илие положен в такую пору года, когда особенно застигает засуха и когда особенно бывает нужен дождь.
ПРОТИВ ПОРЧИ ПЛОДОВ И ВО ВРЕМЯ ГОЛОДА. Священномученику Харлампию (10 февраля). Он молился пред своего кончиною, чтоб почитатели его памяти получили чрез него помощь в этих бедственных обстоятельствах.
ОТ БОЛЕЗНИ НА СКОТ и вообще О БЛАГОСОСТОЯНИИ СКОТА. Если скот домашний, то нужно молиться священномученику епископу Модесту (18 декабря). Модест оживил домашний отравленный скот одного человека. Если вообще скот рогатый, то священномученику Власию (11 февраля). Власий прямо просил у Бога дара себе исцелять и охранять скот. Известно также, что он перед смертию своею завещал одной вдове искать чрез него помощи для благосостояния скота. Если же скот составляют одни кони, то мученикам Флору и Лавру (18 августа). Повсеместная церковная практика служит основанием для молебствий этим мученикам в настоящем случае. Если, наконец, скотом будут целые стада, на которые могут нападать в поле хищные звери, то великомученику Георгию (23 апреля). Георгий - известный покровитель пастухов и стада. И па иконах он поражает чудовищного змия. Еще в последнем случае прилична молитва преп. Иулиану столпнику. Иулиан велел хищному льву удалиться из страны, где многие страдали от зверя, и зверь повиновался.
ЧТОБ ОТЫСКАТЬ УКРАДЕННОЕ. Мученику Иоанну Воину (30 июля). Иоанн умер в глубокой старости и мирно, но мучения за Христа он перенес раньше. Воин-мученик известен тем, что изобличал в краже воров. Евангелием на молебне о потерях будут от Луки гл. 15, ст. 8-9.
В ожидаемых и неожидаемых опасностях для жизни
НА ВОДЕ. Св. Николаю; "многажды (читается ему на акафисте) по морю плавающим ... пособствуеши". Верование в помощь святителя Николая-чудотворца на водяном пути уже "вселенское".
ОТ МОРОЗА. Блаженному Андрею (2 октября), Прокопию (8 июля), юродивым. Сами они переносили морозы. Например, Прокопий, не принятый нигде среди морозной ночи (когда птицы падали от мороза), уже ожидал смерти на паперти церковной, но был согрет явившимся к нему Ангелом.
КОГДА ЗАТЕРЯЛАСЬ ДОРОГА ИЛИ НАПАЛИ ГРАБИТЕЛИ. И опять св. Николаю: "по земли .путешествующим ... в едином часе (т. е. скоро, в минуту) пособствуеши". Св. праведному Иосифу Обручнику. По преданию, Иосиф потерпел нападение от разбойников во время своего бегства с Божественным Младенцем в Египет.
В УДАВЛЕНИИ КОСТЬЮ. Священномученику Власию. Пред тем, как исцелить отрока, который подавился костью, Власий молил Бота, чтобы Он даровал ему благодать подмотать и другим в подобной смертной опасности.
ОТ СКОРОПОСТИЖНОЙ СМЕРТИ. Священномученику Харлампию, который молился пред своею смертью о том, чтоб где будут находиться его мощи, там не было бы моровой язвы. Священномученику и епископу Садоку (19 октября). И этот святитель в предсмертной своей молитве просил Бога, чтоб молящиеся от его имени получали спасение.
ЧТОБ НЕ УМЕРЕТЬ БЕЗ ИСПОВЕДИ И СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ. Св. великомученице Варваре (4 декабря). Какую благодать испрашивала себе Варвара перед смертью, примерами той самой благодати и обильна ее история. Она спасает от тяжких болезней и от внезапной смерти. Молитвенницей же о предсмертном христианском напутствии она признается издавна, притом и в других даже вероисповеданиях, например, у католиков.
ЧТОБ БОЛЬНОЙ, КОТОРОМУ НЕТ НАДЕЖДЫ ВЫЗДОРОВЕТЬ И КОТОРЫЙ МУЧИТСЯ САМ И В ТЯГОСТЬ ДРУГИМ, СКОРЕЕ СКОНЧАЛСЯ. Прп. Афанасию Афонскому (5 июля). Такую молитву Афанасий обыкновенно приносил каждый раз, когда в духе прозорливости предвидел исходом для больного не выздоровление, а смерть. Тогда преподобный служил всенощное бдение, и на утру больного уже не было в живых.
ПРОТИВ ВРЕДА СО СТОРОНЫ ИМЕНУЕМЫХ ВОЛШЕБНИКАМИ. Священномученику Киприану и мученице Иустине. Первый сам до своего крещения был изрядным чародеем, а последняя осталась без всякого вреда от бесовских его чар.
В ТЕМНИЧНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ ЗА ВИНУ И БЕЗ ВИНЫ. Великомученице Анастасии узорешительнице (22 декабря). Она сама понесла домашнее заключение от своего жестокого мужа. А главное, посвятила всю себя на то, чтоб облегчать участь заключенных, приносила в темницу пищу, питье и одежду, перевязывала здесь больным раны, деньгами покупала для узников ослабу строгостей темничных, так как в то время узниками были более всего невинные страдальцы за христианскую веру.
В ВИДУ СМЕРТИ НА ВОИНЕ. Первомученице Фекле (24 октября). Один воин (потом он стал пустынником и святым) видел уже перед глазами своими копье неприятеля, обращенное на него, но, призвав Бога на помощь именем Феклы, вдруг избавился от неприятеля. (Луг духовный, гл. 20).
В ПЛЕНУ У ВРАГОВ. Праведному Симеону Бого-приимцу (3 февраля). Попал в плен на войне Петр Афонский, который был и военачальником. Сначала пленник просил о помощи святителя чудотворца Николая. Но св. Николай, явясь к нему, научил его молиться еще Симеону Богоприимцу. Он помолился со слезами и был чудесно освобожден от плена Симеоном. Видно, что тому, кто сам был отпущен и кто говорил "Ныне отпущаеши раба Твоего..." дарована Божия благодать отпускать на свободу и других. Еще прп. Петру Афонскому (12 июня), потому что он долго и тяжело томился в плену.
В душевных недугах или в погибели души
КОГДА НЕВЕРИЕ БЕСПОКОИТ ДУШУ. Апостолу Фоме (6 октября). Фома сам прошел это тяжелое для духа состояние. Евангелие на молебне следует от Иоанна (гл. 20, ст. 24-29). При. Павлу Препростому (4 октября). Павел известен простотою своей веры и сердца.
В УНЫНИИ. Св. Тихону Задонскому (13 августа). Тихон также сам долго и сильно боролся с этим душевным недугом.
В ОТЧАЯНИИ. Святителю Иоанну Златоустому (13 ноября). Самым любимым предметом св. Златоуста в служении слову Божию (Деян. 6, 4) была речь надеяться на милосердие Господа, таким образом, и любимою его молитвою у престола Божия полагаем молитву за тех, которые, дойдя до отчаяния, обращаются к его посредничеству пред Богом. Прп. Афанасию Афонскому. Афанасий совершил в своей жизни множество чудес, сострадая страждущим. Но между его чудесными благодеяниями особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся. Так, например, он тотчас успокоил дух одного человека, у которого уже готова была петля, чтоб задавиться (и этот человек принес к нему петлю). Двое других отчаянных в разные времена и разными орудиями решились было по дьявольской ненависти к нему лишить жизни его самого. Но он помиловал и исправил этих убийц.
В СТРАСТИИ ГНЕВА. Прп. Ефрему Сирину (28 января). Ефрем от природы был также характера вспыльчивого, но после продолжительной борьбы с собой усвоил себе, с Божиею помощью, дар совершенного незлобия.
ПРОТИВ ГОРДОСТИ. Прп. Сергию Радонежскому (25 сентября) и Алексию, человеку Божию (17 марта). Основанием для молитвы этим святым на сей раз полагаем глубокое их смирение и духовную нищету.
ПРОТИВ СРЕБРОЛЮБИЯ. Прп. Феодору. Пристрастился было Феодор к найденному серебру, но раскаялся и направился. И смерть мученическую он встретил от сребролюбивого же человека.
В СТРАСТИ ПЬЯНСТВА И ЗАПОЯ. Мученику Вонифатию (19 декабря) и прп. Моисею Мурину (28 августа); оба они также погибали от страсти пьянства, но обратились и удостоились мученической кончины.
В ОПАСЕНИИ ПОСТОРОННЕГО НАСИЛИЯ СВОЕЙ ДЕВСТВЕННОСТИ ИЛИ СУПРУЖЕСКОГО ЦЕЛОМУДРИЯ. Прп. Моисею Угрину (26 июля). Он вынес искушение Иосифово. Искушение продолжалось для него долго (шесть лет), обнаруживалось со стороны бесстыдной госпожи его сначала ласками и обольстительными обещаниями, а потом пытками. Госпожа и сажала его в яму, и морила голодом, и секла розгами. Иоанну Многострадальному; когда Иоанн был еще в живых и изнемогал в своей борьбе с плотскою страстью, было прямое внушение Божие просить помощи у гроба сего угодника, который несколько раньше подвизался и жил. Мученикам Александру и Антонине (10 июня). Когда последняя была отведена в дом разврата, первый дал ей мужскую одежду и тем сохранил ее от потери целомудрия. За то оба они были замучены. Мученицам Виринее, Проскудии и матери их Домнине. Домнина, чтоб сохранить своих дочерей от блудного насилия со стороны пьяных воинов, которые вели их на суд к мучителям за веру, на верную смерть, чтоб дети ее предстали Христу девами, предприняла вот что: она уклонилась от воинов во время обеда их и с дочерьми, которым не давала слабеть духом и которых крепко держала за руки, вошла в реку, как в добровольную могилу. Река и поглотила их всех. Мученице Фомаиде (13 апреля). Фомаида также решилась лучше умереть, чем нарушить супружескую верность. Что благодатная помощь этой святой к сохранению целомудрия верна, доказывает совет одного также святого по жизни человека другому молиться у ее гроба на сей раз. Да и многие получали от нее ту же помощь.
В БОРЬБЕ С ПЛОТСКОЙ СТРАСТИЮ. Прп. Мартиниану (13 февраля). Мартиниан стоял на углях, когда блудница пришла к нему под видом странницы, стоял дотоле, пока не погасла в нем плотская похоть; странствовал из места в место, чтоб избегнуть соблазна женского (умер в Афинах и в церкви, напутствованный самим епископом). Прп. Виталию (22 апреля). Он занимался обращением блудниц. Святителю Евфимию Новгородскому (11 марта); в положенной ему службе находим указание на этот благодатный дар его.
В ОСОБЕННОМ БЕСОВСКОМ НАПАДЕНИИ НА ПЛОТЬ. Прп. Иоанну Многострадальному (Патерик Печерский). Бесы блуда до того разжигали плоть Иоанна, что он закапывал себя в яму, оставляя наверху только голову и плечи; в таком положении однажды он оставался целый Великий пост. По нескольку дней он также ничего не ел, обременяя себя веригами. Прп. Сарре; 13 лет она вела борьбу с бесом блуда. Прп. Марии Египетской (1 апреля) и другим. Вообще сказать, в борьбе с плотскою страстию всего более можно указать между святыми - молитвенников и целителей, потому что ии с одною из страстей они сами не боролись столько, как с этой.
В БЛУДНОМ СНОВИДЕНИИ И В ОСКВЕРНЕНИИ. Св. Ангелу-Хранителю своему. Очевидно, Ангела-Хранителя надобно призывать к молитве особенно пред ночным сном. Но молитвенная мысль о нем, но ограждение себя крестным знамением должны быть и ночью, если случится встать с постели или проснуться хоть на одну минуту. Блудные мечтания во сне, и особенно, прямое осквернение тела, решительно бывают действием врага-диавола в тех людях, которые не подают к ним повода (например, мясною пищею), которые уже и опасаются их. Враг сторожит. Лишь только человек снова заснет, не оградив себя с верою крестом, не помыслив о Божией помощи, враг-искуситель и пользуется этим промежуточным временем, чтобы напасть на спящего и нанести ему скверну. Так как со стороны богобоязненных людей, подвергающихся этим ночным искушениям, составляют они уже борьбу с плотскою страстью, то и молиться о помощи на сей раз нужно тем же святым, которые помогают в плотской борьбе.
В БЕСНОВАНИИ. Эта болезнь духа самая трудная для излечения. От мощей угодника Божия Тихона Задонского в большинстве получающих исцеление известны именно такие больные. Посему нужно обращаться в ней к св. Тихону Задонскому.
--------------------------------------------------------------------------------
Все святые, молите Бога о нас!
Взято с http://www.wco.ru/biblio/