Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Страстность - целительное тление естества
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2006, 12:49 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 16:24
Сообщения: 243
Человеческая страстность есть конечно болезнь (тление) природы, но это скорее не сама первопричина болезни, а её следствие, и можно даже сказать, заложенная Богом естественная и целительная реакция человеческой природы на первопричину греха – гордость. Не случайно прп. Максим назвал её «не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление». Эта реакция хоть и болезненна сама по себе, но в принципе целительна, если её правильно использовать. Это похоже на лихорадку и температуру при вирусном заболевании, которые есть естественная реакция организма (природы) для борьбы с болезнью, хотя сами по себе также болезненны и могут привести к смерти. Как же страстность может быть целительна против гордости? Осознание, видение своей страстности и греховности приводит человека в смирение и тем самым исцеляет от гордости. А когда гордость искореняется, то и страстность проходит (но не ранее), по аналогии с тем как лихорадка естественным путем проходит когда вирус побежден. Если бы не было страстности у падшего гордостью человечества, то не было бы и возможности исцелиться от гордости, не было бы повода смириться, потому что гордость слепа и не видит своей гордости, но когда гордость сопровождается страстностью, то вынуждена бывает признать факт своей страстности и падшести. Конечно, страстность бывает целительна только при наличии веры, или по крайней мере согласии человека с судом совести, потому что вера и признание нравственной закона евангельских заповедей осуждают собственную страстность как противоеестественное и падшее состояние, что приводит человека к смирению. При отсутствии веры, например у атеистов, страстность воспринимается как нормальное состояние (типа «это естественно, все так же делают, я не хуже других»), и не производит целительного «смирительного» действия.

Так что суть в том чтобы искоренить гордость, а не просто избавиться от страстности. В принципе, если поставить такую цель и упорно работать над собой, возможно искоренить страстность саму по себе, безотносительно к гордости – именно такую цель ставит перед человеком буддизм. Но такое состояние, когда душа излечилась от страстности, но не от гордости, есть полный духовный тупик, настоящая прелесть – достигнутое бесстрастие поддерживает гордость (человек гордится достигнутым бесстрастием), и не имеет уже в себе никакого повода к смирению. Если такой человек вдруг подвергается какой-либо страсти и падает, то это бывает поистине по милости Божией к нему, Бог дает ему еще один шанс смириться.

http://rbevgeny.livejournal.com/70240.html?nc=1&style=mine


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2006, 15:43 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 17:19
Сообщения: 4795
как-то непонятно. :roll: Кто написал ?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страстность - целительное тление естества
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 00:48 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Вообще очень интересные мысли, но вот здесь не совсем понятно:

Цитата:
...В принципе, если поставить такую цель и упорно работать над собой, возможно искоренить страстность саму по себе, безотносительно к гордости – именно такую цель ставит перед человеком буддизм...

Вроде бы по прп. Максиму страстность и тление (первородный грех) передается через рождение человека: “Итак, через преступление Адама вошел в естество человеческое грех, а через грех — страстность по рождению. А так как вместе с этой страстностью рождения процветало через грех и первое преступление, то для естества человеческого, неразрывно связанного по своей воле лукавыми узами, не было надежды на спасение”.
Таким образом, чтобы избавится от страстности, прежде всего, необходимо обязательно пройти таинство крещения, то есть духовно родиться заново: “От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние”.
Как тогда буддист без крещения может искоренить страстность?
Может быть Евгений имел в виду, что одна страсть удерживает другую? Например, как писали святые отцы, часто гордость не дает новоначальным монахам впасть в блудную страсть.
Или я чего-то не правильно понял.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страстность - целительное тление естества
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 05:11 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 16:24
Сообщения: 243
Павел-2 писал(а):
Как тогда буддист без крещения может искоренить страстность?
Может быть Евгений имел в виду, что одна страсть удерживает другую? Например, как писали святые отцы, часто гордость не дает новоначальным монахам впасть в блудную страсть.
Или я чего-то не правильно понял.

Ну да, одна гордость заменяет собой все остальные страсти.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 05:12 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 16:24
Сообщения: 243
Снежинка писал(а):
как-то непонятно. :roll: Кто написал ?

Евгений написал. Просто мысль показалась интересной.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страстность - целительное тление естества
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 06:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Listik писал(а):
Павел-2 писал(а):
Как тогда буддист без крещения может искоренить страстность?
Может быть Евгений имел в виду, что одна страсть удерживает другую? Например, как писали святые отцы, часто гордость не дает новоначальным монахам впасть в блудную страсть.
Или я чего-то не правильно понял.

Ну да, одна гордость заменяет собой все остальные страсти.

Тогда все-таки страстность не искореняется, а просто создается такая видимость. Или как писал сам прп. Максим: "При бездействии страстей привходит гордость, когда или причины оных скрываются, или демоны коварно отбегают".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 09:58 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2005, 00:44
Сообщения: 341

Откуда: Финляндия, Хельсинки
Аналогия с болезнью, конечно, прямая. Страсти - симптомы больного корня души. По ним выявляется самое сокрытое. Но говорить о собственной "целительности" страстей не корректно, мне думается. Молясь об обретении кротости и смирения, например, следует быть готовыми к тому, что Богом будут попущены соответствующие искушения и скорби, которые всколыхнут страсти и позволят выявить причины духовной болезни. Скорби и страдания - они целительны.

_________________
"Я христианства пью холодный горный воздух..."
О.Мандельштам


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 11:17 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 15:48
Сообщения: 806
Я с Татьяной согласна о не корректности.
Первый раз я прочитала об этом в календарике за прошлый год, батюшка писал о вреде курения, хорошо писал, и одна мысль была такая же. Если человек всеми силами старается бросить эту привычку и не может, то значит по промыслу Божьему это оставлено за ним для смирения. Жаль, этот листок пропал. Меня тогда это удивило, я подумала, что так можно оправдывать свой грех, если лукавый еще нашепчет чего, то вообще....
Случай надо рассматривать как частный, а первая мысль пришла в голову по прочтении статьи Евгения - "Не согрешишь, не покаешься". :cry: Я так думаю. :?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 16:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 71
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Северянка писал(а):
Аналогия с болезнью, конечно, прямая. Страсти - симптомы больного корня души. По ним выявляется самое сокрытое. Но говорить о собственной "целительности" страстей не корректно...

Еще как не корректно! Страсть - это дурное употребление чувств, что проявляется в стремлении к наслаждению. При этом сами чувства становятся как бы материальным субстратом этих страстей.
Для страсти характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания и влечения, неоправданная нормальными физиологическими потребностями организма.
И если рассматривать страсть - как неестественное влечение и пожелание, то какое может быть усмотрено в сем целительное действие?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 17:54 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Listik писал(а):
Снежинка писал(а):
как-то непонятно. :roll: Кто написал ?

Евгений написал. Просто мысль показалась интересной.

Евгений вообще очень интересный человек. Жалко только, что после своего ухода с «УД» он не создал свой форум той же направленности.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2006, 18:59 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Фрося писал(а):
Я с Татьяной согласна о не корректности

Нет, а я согласен в этой части с Евгением. Во-первых, речь идет о страстности, а не о страстях. Таня правильно пишет, что “скорби и страдания – они целительны”. Но дело в том, что страстность (παθητον) это и есть подверженность страданиям, немощь человеческого естества. Это то о чем пишет ап. Павел: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!” (Рим.7:19-24). Осознание своей немощи и бьет по гордыне. Как говорил Паисий Святогорец: “падение – сырье для смирения”.
Кроме того, страстность вошла в человека как наказание за грех: “И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их” (Быт.3:21), и с целью ограничить стремление воли к получению греховного наслаждения, так как за этим наслаждением неизбежно следует страдание. Хочешь избежать страдания, избегай греха.
Причем Евгений, очень верно, акцентирует внимание на том, что “страстность бывает целительна только при наличии веры”. В противном случае, не зная об этой связи (наслаждение – страдание), неверующий человек пытается получить первое, но избежать последнего, тем самым только увеличивая свою страстность.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 апр 2006, 11:42 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 71
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Если смотреть по словарю Даля то : СТРАСТЬ - (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. в знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 46

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: