Всем известно такое понятие, как воля. Наверное, можно сказать так, что воля – это проявление или изъявление чьего-то желания или намерения что-либо сделать. Как я понимаю, воля неразрывно связана со свободой, со свободным выбором производимого действия. Кроме того, по всей видимости, воля – это атрибут личности. То, что не является личностью, не может иметь собственной воли.
Известно, что во Христе соединены нераздельно и неслитно две природы – божественная и человеческая. Альтернативная точка зрения – ересь монофизитов. Также Церковь учит о наличии у Христа двух воль – божественной и человеческой. Альтернативная точка зрения – ересь монофилитов.
В связи с этим возникает вопрос: что же такое воля? Присуща ли воля только личности, или это также и атрибут природы?
Я искал в нашем форуме по следующим ключевым словам: "Христ* вол* божеств* человеч*", нашел 150 сообщений, размером в среднем пять экранов каждое, и бегло пролистал их все. Единственное, что я нашел по теме данного вопроса – это тема "
Унаследовал ли Христос "искореженную природу"?", и в особенности –
вот это сообщение.
Там, в частности, приводится такая цитата:
Цитата:
Удобопреклонность ко греху. Если страсти - это не более как извращение направления сил души, откуда же оно происходит? Что же такое удобопреклонность ко греху? Это есть личностное согласие на удовольствие (на грех) после предшествующей борьбы мотивов, или если использовать терминологию прп. Максима Исповедника, это "гномическая воля", которой в первозданном Адаме не было. Гномическая воля появляется вместе с грехопадением; точнее говоря, она-то и есть грехопадение в собственном смысле слова. Гномическая воля - это личностный способ проявления природной воли, который принадлежит уже не природе, а личности, ипостаси человека, и значит, целиком зависит уже от этой личности. Так как гномическая воля появляется только тогда, когда произволение личности идет вразрез с природной волей, которая сама по себе стремится только к добру, гномическая воля является извращением природной воли и является греховной [24] . Обратим внимание на то, что удобопреклонность ко греху в отличие от двух первых понятий "страстности" является свойством не природы (естества) человека, но его личности, его ипостаси.
Я прочитал и... то ли обалдел, то ли ничего не понял.
1. Получается, что
личностная свобода – это "
есть грехопадение в собственном смысле слова"??? Или я как-то не так понимаю смысл понятия "γνώμη" (gnome), который употребляется в статье?
2. Судя по сказанному, кроме личностной, есть еще и какая-то другая воля? Тут упоминается какая-то "природная" воля. Что это за воля? В связи с этим, может ли не-личность обладать волей? И как это все понимать?
3. Общепринятые сейчас понятия, такие как "свобода воли", "свобода выбора" – они какие, личностные или природные?
4. А у меня (и у каждого из вас) какая воля - личностная или природная? Или обе? И если обе, то как Вы их различаете?
Короче, кто может пояснить что-нибудь по этому поводу?
И вообще, кто что думает?