два дня назад было 10 декабря - празднование иконе Знамение Новгородской ( а также спискам с нее: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской (2-я пол. XVII), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879) и др.)
Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил.
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее образов - Оранта и Никопея.
Никопея
Никопея - Победоносная. Наиболее известным отражением иконографического типа Никопеи в русской иконографии являются иконы Державная и "Аз есмь с вами, и никтоже на вы"
В Греции таким изображением обозначалось Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде. Тогда в 1172 году Пресвятая Богородица Своим чудесным образом Знамение прогнала Владимиро-Суздальские войска от Новгорода.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
13 декабря - празднование Григориатской иконе Пресвятой Богородицы
Иконография образа относится к многочисленным изображениям Пресвятой Богородицы Одигитрии типа Врефократусы - с Богомладенцем на левой руке. Датировка иконы затруднена - предположительно образ относится к XV веку. Икона была принесена в дар монастырю Григориат на Афоне невесткой благоверного молдавского господаря Стефана Великого, Марией Асениной. Дар засвидетельствован надписью по-гречески на серебряной пластине внизу иконы: "Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской".
Икона также прославилась тем, что осталась невредимой после двух пожаров - 1500 (?) и 1761 годов. Особенно разрушительным был пожар 30 ноября 1761 года, уничтоживший монастырь практически до основания, но не тронувший святой образ. В этой связи закрепилось и ещё одно название иконы - "Не сгоревшая в огне". В настоящее время чтимая икона находится в монастырском соборе, у левого клироса, при северо-восточной колонне. Икона не переносится в другие место храма в воспоминание о том, что именно здесь она осталась невредимой в огне.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
13 декабря - св. апостола Андрея Первозванного (+ ок. 67 г.)
Святой апостол Андрей, согласно текстам житий (житие было составлено не одно), проповедовал вдоль берегов Чёрного моря, по маршруту юг — восток — север. Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации.
За обращение апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, святой апостол Андрей был заключен в тюрьму и затем распят на кресте.
Слова апостола Андрея Первозванного «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны
Сегодня мы чтим память святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей так же, как и его брат, апостол Петр, был родом из Вифсаиды. Вифсаида — это небольшой рыбацкий городок, расположенный на берегу Генисаретского озера. Через некоторое время они переехали в Капернаум, где жили одной семьей: старший брат Симон (будущий апостол Петр) с женой и тещей, и младший брат — холостяк Андрей. Нужно отметить, что в I веке немногие благочестивые иудеи выбирали безбрачие.
У Андрея было непреодолимое желание служить Богу, и он отправился на юг, чтобы послушать проповедь отшельника Иоанна Крестителя. Андрей принадлежал к той части израильского народа, которая ждала пришествия Мессии. Он идет к Иоанну Крестителю, который говорит: «Я могу приготовить путь Мессии». И на берегу Иордана Андрей встретил Христа, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира!». Андрей, который ждал этой встречи, тут же устремился ко Христу и задал Ему вопрос. Вопрос был не богословским и не философским. И это не был вопрос с испытанием, какие любили задавать книжники и фарисеи. Андрей просто спросил: «Учитель, где Ты живешь?». Господь ответил: «Приди и посмотри». Андрей провел весь день со Христом, и стал Его первым учеником. Есть старое присловие о том, что никто не может отвернуться от мира и устремиться к вечности, если не увидит в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни.
В наше время бывает, что люди после встречи с богоносным человеком кардинально меняют свою жизнь. Отец Дмитрий Смирнов рассказывал, что когда он был студентом, у него с друзьями возникали мировоззренческие споры: «Я применял испытанный метод — поездку к Иоанну Крестьянкину. Я брал с собой своего сомневающегося друга, и мы ехали в монастырь к отцу Иоанну. Там особо не богословствовали: просто пили чай и общались. Но обратно человек возвращался уже глубоко верующим. Непонятно, как это удавалось отцу Иоанну. Но от него веяло такой любовью, что люди после общения с ним говорили: „Действительно, Бог есть. Его не может не быть“».
Андрей после общения со Христом понял, что перед ним истинный Мессия, и он вернулся в Капернаум, чтобы рассказать об этом брату. Он приехал домой и сказал: «Симон, мы нашли Мессию!». И мы знаем, что Симон тоже становится учеником Христа, ему дается даже новое имя — Петр. Симон становится первоверховным апостолом. Но дальше, когда мы читаем Новый Завет, мы видим, что Андрей как бы уходит на второй план. Упоминания о нем становятся редкими. Андрею Первозванному не суждено стать первоверховным апостолом, но у него своя роль. Он тот, кто постоянно приводит людей ко Христу. Сначала он привел ко Христу своего брата, а затем — неких эллинов.
Был еще интересный случай, когда послушать проповедь Христа пришли тысячи людей. День клонился к вечеру, люди утомились и проголодались, и Спаситель сказал своим ученикам: «Накормите вы их». Но апостолы были в замешательстве — они не знали, как накормить такое количество людей. Все растерялись, кроме Андрея. Именно Андрей нашел того мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. Перед Андреем была поставлена задача, и он начал ее решать. Он рассудил так: «Ты сделай все возможное, что от тебя зависит, а невозможное сделает Бог». Он верил в то, что Господь способен накормить большое количество людей такими крохами. Действительно, вот эти пять хлебов и две рыбки умножаются Христом, и насыщаются пять тысяч человек.
Но потом, после Воскресения и Вознесения Христова, апостол Андрей, как и другие апостолы, идет по всему миру с проповедью Евангелия. Как гласит предание, апостол Андрей дошел до Киевских гор. Но самый заметный исторический след миссия апостола Андрея оставляет в небольшом городке Византии, который впоследствии стал огромным городом Константинополем.
Свой смертный час апостол встретил в малоазийском городе Патры. Его распяли на Х-образном кресте: руки и ноги туго привязали ко кресту, не прибивая гвоздями, чтобы продлить мучения. Но даже испытывая страдания, апостол еще три дня проповедовал с креста. Апостол Андрей очень многих привел ко Христу. И даже сейчас, в наше время, когда много неверия и много духовных соблазнов, слова апостола «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны. Они указывают нам, живущим уже в XXI веке, все тот же путь ко спасению — путь ко Христу.
14 декабря - св. праведного Филарета Милостивого (+792)
Сын Георгия и Анны, жил в селении Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.
Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.
Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это последнее он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил праведник упрёки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и ни о чём не заботясь".
И вскоре Господь его вознаградил. В то время императрица Ирина искала невесту для сына - будущего соправителя Константина VI, и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Она превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Со всею семьёй тот отправился в Константинополь, где жил праведно и добродетельно, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.
Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, раздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.
Тропарь, глас 4 Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ раздел'ял еси́ неиму́щим/ и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Житие
В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.
А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития святого Филарета в брошюре "Житие Филарета Милостивого" (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820-842 годам, т. е. к эпохе, довольно близкой ко времени жизни святого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
Св. Савва родился в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. В 17 лет будущий святой принял постриг, его учителем стал прп. Евфимий Великий. Однако, первоначально Савва подвизался в другом монастыре. Игумен благословил его на затворничество. Пять лет провел Савва, затворившись в пещере. Преподобный Евфимий Великий внимательно следил за жизнью юного инока и, когда он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув у Мертвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем. Когда преподобный Евфимий преставился ко Господу, его ученик, св. Савва, поселился в пустыне, близ обители прп. Герасима Иорданского. Здесь к ему стали собираться ученики, желавшие иноческой жизни. Так, в 484 году, возникла Великая Лавра. Лавра была и доселе служит одним из центров православия на Востоке, давая и материальную помощь, и возможное образование окрестному бедному населению из православных. Преподобный Савва основал в общей сложности семь обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.
Святой Савва составил "Богослужебный устав" (Типик), известный также под именем Иерусалимского. Мощи святого Саввы Освященного ныне почивают в Великой Лавре, у правой стены в храме Пресвятой Богородицы.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
20 декабря - св. преподобного Нила Столобенского (день преставления + 1554)
В Ниловой пустыни когда-то существовал обычай, который в дореволюционные времена именовался, как "хождение иконы преподобного Нила".
После дня памяти преподобного (27 мая) из Нило-Столобенского монастыря в Осташков для поклонения верующим направлялся старинный и чтимый образ Селигерского Угодника Божия. Эта икона до праздника Успения Пресвятой Богородицы находилась в различных храмах города, чтобы как можно больше верующих смогли помолиться преподобному о своих нуждах. Направляли икону и в соседние деревни, чтобы там верующие крестьяне смогли помолиться на многочисленных молебнах преподобному Нилу. Многие, конечно, просили у Бога хорошего урожая.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
21 декабря - св. прп. Патапия Фивского (VII), прп. Кирилла Челмогорского (1286 - 1368)
Преподобный Патапий родился в Фивах Египетских (ныне Луксор, Египет) в христианской благочестивой семье. Достигнув совершеннолетия, презрел суету мира и удалился в Египетскую пустыню. По прошествии многих лет он прославился аскетическими подвигами. Когда же люди стали приходить к нему за советом, пожелал пребывать в безмолвии и ушел в Константинополь, где устроил себе келлию в городской стене, близ Влахернской церкви. Однако и здесь скоро стало известно о нем. Начали стекаться больные, и он, обладая даром исцеления, стал помогать всем нуждающимся.
Преподобный Кирилл Челмогорский родился на севере, на Белоозере. В 20 лет он пришел в Новгородский монастырь, основанный прп. Антонием Римлянином. Пробыв в монастыре шесть лет, прп. Кирилл скитался по монастырям еще три года, в поисках лучшего места для спасения и пришел на гору Челму, которая находилась в 53 верстах от Каргополя. Местные жители, племя чудь, были язычниками. Здесь, среди чужого, языческого народа, в лесной чаще, преподобный Кирилл начал подвизаться в уединенном житии. Однако по воле Божией, его святая жизнь не осталась неизвестной среди людей. К нему стали приходить христиане, а также некоторые язычники-чудины, которые нередко после бесед с преподобным Кириллом отвергали прелесть идолослужения.
Так, в посте, молитвах и трудах по обращению местных жителей в Православную веру, преподобный Кирилл прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития. Его блаженная кончина наступила 8 декабря 1368 года. Мощи святого Кирилла ныне находятся под спудом, на горе Челме. Там раньше был монастырь.
Кирилло-Челмогорский монастырь
Кири́лло-Челмого́рский монасты́рь — упразднённый монастырь в Каргопольском районе Архангельской области. Старейший монастырь на архангельской земле. ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1316 ГОД СТАТУС: Разрушен СОСТОЯНИЕ Руины Располагался к юго-востоку от деревни Морщихинской между Лёкшмозером и озером Монастырским (Челмозером), близ реки Лекшмы, соединяющей эти озёра. Сохранились руины. КОМПЛЕКС МОНАСТЫРСКИХ СТРОЕНИЙ На рубеже XIX–XX веков комплекс строений Кирилло-Челмогорского монастыря окружала крепостная стена с башнями на углах, представляющая собой неправильный четырехугольник. Вход в монастырь осуществлялся через главные святые ворота, а также южные и восточные ворота. Особо чтимое место в обители – Крест-распятие – располагался на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. В центре возвышалась построенная в 1818–1823 годах каменная, одноглавая, одноэтажная церковь Богоявления Господня с приделом во имя преподобного Кирилла Челмогорского и каменной колоколенкой над папертью. В 1898 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца и храм стал трехпрестольным. В главном храме монастыря находилась рака-ковчег с мощами преподобного Кирилла Челмогорского. Рядом с Богоявленским храмом «приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка – Успенская», в алтаре которой были установлены «небеса писанные». Внутри монастырских стен находились трапезная, братские корпуса, за оградой многочисленные хозяйственные постройки, мельница и 2-х этажный архиерейский дом у реки с «мезонином, резными колоннами, часть стен интерьера которого была облицована мрамором, а печи изразцами». «Как бы заманивая путника… покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющих стенок Богоявленской церкви. Как Эдем прекрасна она. …Представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе», – писал путешественник в XIX веке. Кирилло-Челмогорская обитель, упраздненная в связи с секуляризацией церковных земель по указу Екатерины II 1764 года, в 1899 году вновь обрела самостоятельность. В конце XIX века на противоположном берегу реки Челмы Иваном Тихоновичем Кругановым был организован выселок «Пелла». ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАРГОПОЛЬЯ Кирилло-Челмогорский монастырь на протяжении многих столетий был паломническим центром Каргополья, люди издалека приходили поклониться святым мощам преподобного Кирилла, у мощей совершались многочисленные чудеса. Кирилл Челмогорский особо почитался на территории Лекшмозерья. В день памяти преподобного Кирилла Челмогорского и Успение Пресвятой Богородицы из Каргополя и окрестных деревень шли в обитель крестные ходы. Традиционным было паломничество сюда и учеников Каргопольского Духовного училища, так 1911–1912-й учебный год училище закончило паломничеством в Кирилло-Челмогорский монастырь, о чем в статье в Олонецких епархиальных ведомостях сообщил преподаватель училища Г.П. Сергиевский. Примечательно, что автор сделал ряд фотографий, которые сохранили для потомков исторический облик пустыни. ПОДВОРЬЯ КИРИЛЛО - ЧЕЛМОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ В начале XX века Кирилло-Челмогорский монастырь начал хлопотать об открытии подворья в городе Санкт-Петербурге. В 1917 году по благословению Митрополита Петроградского Вениамина строится в городе Петрограде Подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пустыни. В июне 1918 года в Подворье освятили часовню во имя Преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Монастырь имел также Подворье в городе Каргополе. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ Монастырь стал последним пристанищем для епископа Каргопольского Варсонофия (Василий Васильевич Вихвелин). В 1932 году после арестов духовенства и монахов Кирилло-Челмогорский монастырь был ликвидирован. В 1932–1934 годах разобраны деревянные монастырские строения, в том числе и Успенская церковь. Долгое время тайны обители и икону «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря» хранила жительница деревни Труфаново монахиня Анна Павловна Боголепова. В 1937 году она была арестована и заключена в ИТЛ на 10 лет. После возвращения в деревню в ее доме находили приют ссыльные из духовенства и монашествующих. В середине 1980-х годов бывшая монахиня открыла тайну клада церковной утвари. По воспоминаниям очевидцев, из города Архангельска прилетел вертолет, на котором клад был вывезен. Сегодня обитель находится в запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды – груда кирпичей. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители. ПАМЯТНЫЕ МЕСТА «Кириллова ель» На Челме-горе еще несколько лет назад росла святая ель, упавшая во время урагана. Выжигали монахи окрестный лес под пашню, а эту ель пощадили, оставили. Дерево это оберегалось, почиталось как живой памятник былого, святыня, связанная с обителью. Существует легенда, что под этой елью любил сидеть какой-то старец, глядя на озерную гладь. Много десятилетий сохранялось нерукотворное, самой Челмой-горой созданное, святой любовью взлелеянное – ель, называемая в округе «Кирилловой елью». Святой крест В 2005 году произошло значительное событие в истории упраздненной Кирилло-Челмогорской пустыни. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест, возведенный преподобному Кириллу Челмогорскому на дороге Каргополь - Пудож у поворота на Челму. В настоящее время возрождаются традиции паломничества в монастырь в день памяти преподобного Кирилла Челмогорского, 21 декабря. В 2012 году благочинным каргопольского округа иереем Андреем Усачёвым и протоиреем Михаилом Бузынкиным была освящена часовня – сень, возведенная над пещерой, в которой по легенде жил монах Кирилл Челмогорский.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
22 декабря - Зачатие св. праведной Анною Пресвятой Богородицы; св. Анны Пророчицы, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.)
Святая Анна Пророчица, мать пророка Самуила Однажды, придя в Силом для поклонения святой скинии, Анна про себя помолилась ко Господу, дав обет, что если Бог пошлет ей сына, она отдаст его в храм. Бывше же на ступенях храма и священник Илий. Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна. «Нет, я не пьяна, — сказала Анна, — но изливаю душу свою Господу». «Иди, даст тебе Господь по слову твоему», — сказал Илий. Ее горячая сердечная молитва была услышана Господом. Он дал ей сына, которого Анна назвала Самуилом, что означает "Бог услышал". Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей.
Торжествующая благодарственная песнь Господу святой пророчицы Анны предваряет как мессианские пророчества Исаии, так и песнь Богородицы (Лк. 1, 46-55).
(1 Цар. 2, 1-10)
И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.
Павел 75
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня