|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Проскинитис
|
Заголовок сообщения: Re: Отношение православной церкви к картинам... Добавлено: 01 июл 2010, 14:03 |
|
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:21 Сообщения: 1582
Вероисповедание: Православный, МП
|
Византия была наследницей Рима, сами себя византийцы называли именно римлянами. Византия унаследовала римское право, многие римские государственные учреждения, не говоря уже о банях и водопроводе. Естественно, и византийское искусство развивалось на основе античного.
Однако, когда византийские художники брались за библейские (и шире - христианские) темы, то они всё-таки стремились показать не плотскую, материальную сторону изображаемого, а духовную. Использование унаследованных от античности приёмов - таких как аллегорические фигуры Премудрости и Пророчества - тоже было подчинено этой цели. В церковном искусстве других православных стран - в том, числе в русской иконописи - тоже влоть до его обмирщения под западным влиянием преследовалась цель отражения духовного начала. Конечно, не у всех и не всегда это получалось, но общая тенденция была такой. Этому способствовали и сложившиеся каноны, удерживавшие художника в определённых рамках. Этому способствовали и требования к художнику. Ведь писали иконы с молитвой, нередко после особого поста. Среди иконописцев было немало монахов. (Вспомним Андрея Рублёва). Лучшие иконописцы и другие церковные художники сами имели опыт духовной жизни, что и отражалось в их творениях.
Что касается художников Возрождения, это были люди чувственные, страстные. В своих картинах они воспевали красоту именно материального мира, а никак не духовного. Изображая человека, они наслаждались передачей красоты его тела, а не духа. Скорее всего, большинство из них просто не имело понятия о подлинной христианской духовности. То же самое можно сказать и о европейских художниках последующих времён.
Поэтому, когда, работая на церковного заказчика, они пытались передать святость, то передавали то, что сами понимали под святостью - то есть, экзальтацию, фанатизм, слащавую сентиментальность. Благо, что живых примеров этих духовных недугов всегда было предостаточно, чего не скажешь, увы, о подилинной христианской святости.
В России и других православных странах под западным влиянием тоже со временем развилась такая сентиментально слащавая религиозная живопись.
Может я неправ, но думаю, что иллюстрировать Библию репродукциями "Сикстинской мадонны" и тому подобных картин - значит искажать подлинный смысл Библии. В "Сикстинской мадонне" меня особенно ужасает выражение лица святой Варвары - какое-то лукавое, нечистое. Да и ангелочки, жирненькие, как, прости Господи, поросятки, выглядят просто неприлично. Я не ставлю под сомнение гениальность Рафаэля - куда мне! - но, такое впечатление, что он был абсолютным материалистом и очень чувственным материалистом. В этой великолепной картине нет ни грамма божественного - одно торжество сытой, упругой, тяжёлой плоти. Ничто не намекает на самый скромный духовный опыт автора. Это гимн материи.
_________________ Тебе говорили, жди и бойся страшного суда.
Я говорю, никуда не ходи, суд сам пришел сюда.
Но разве это судьи, это же святые лики,
Они тебе все простят, но куда ты денешь улики?
Михаил Башаков
|
|
|
|
|
Кирилл
|
Заголовок сообщения: Re: Отношение православной церкви к картинам... Добавлено: 01 июл 2010, 14:23 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32 Сообщения: 2655
Возраст: 39 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
|
Проскинитис писал(а): Может я неправ, но думаю, что иллюстрировать Библию репродукциями "Сикстинской мадонны" и тому подобных картин - значит искажать подлинный смысл Библии. В "Сикстинской мадонне" меня особенно ужасает выражение лица святой Варвары - какое-то лукавое, нечистое. Да и ангелочки, жирненькие, как, прости Господи, поросятки, выглядят просто неприлично. Я не ставлю под сомнение гениальность Рафаэля - куда мне! - но, такое впечатление, что он был абсолютным материалистом и очень чувственным материалистом. В этой великолепной картине нет ни грамма божественного - одно торжество сытой, упругой, тяжёлой плоти. Ничто не намекает на самый скромный духовный опыт автора. Это гимн материи.
Да, согласен. Причем такое впечатление возникает практически от всех картин на духовные темы эпохи Возрождения. Определенный духовный опыт чувствуется только в картинах Эль-Греко, не нужно забывать, что его первыми учителями были греческие иконописцы с о. Крит. Но опять же, его опыт в лично моем восприятии четко связывается с какой-то экзальтированной, болезненной мистикой...
_________________ "Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)
Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|