|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Психические болезни и святость Добавлено: 03 ноя 2004, 00:47 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
Хочу поговорить вот на какую деликатную тему. Считается, что религия помогает некоторым душевнобольным людям несколько адаптироваться к жизни, дисциплинирует их ум и душу, делает их более адекватными. А имеются ли в Церкви святые, страдавшие изначально психическими заболеваниями? Показательны примеры, если не наших современников, то святых, которые жили не так давно. В первую очередь, конечно, интересно мнение священников.
|
|
|
|
|
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 ноя 2004, 11:16 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Про святых - не знаю. Но гед-то слышала, что если "убогий" молится, крестится, значит, он уже не больной, а блаженный или юродивый. Насколько это утверждение верно, сказать не могу. но после него стала иначе относиться к больному,живущему по соседству. Они с сестрой - "скорбные умом". Раньше, несмотря на всю их безобидность, я до ужаса боялась столкнться с ними на лестничной площадке. А теперь - вижу, как этот больной Лешенька приходит в церковь, помогает очищать подсвечники от воска...
А о святых я слышала только то, что Св.Витт, католический святой, страдал от эпилепсии. Потому и болезнь называется пляской святого Витта.
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 ноя 2004, 12:57 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
Насколько я знаю, эпилепсию считают не отдельной болезнью, а синдромом. Это ведь всё сосудистые дела. Например, часто инсульт сопровождается эписиндромом.
|
|
|
|
|
Симон Квиров
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 ноя 2004, 20:34 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 12:48 Сообщения: 138
Возраст: 43
|
Эпилепсией страдал, кажется, и апостол Павел...
|
|
|
|
|
Валентина
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 ноя 2004, 15:08 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 24 окт 2004, 16:04 Сообщения: 168
Возраст: 40
|
А вот интересно.... Ведь мы говорим о людях святых, которые то бишь официально причислины к лику святых, их жития мы знаем, у них многому учимся (точнее пытаемся... ) Но ведь вполне может быть, что некоторые душевнобольные люди тоже удостоились праведной участи, просто о них не поднимали вопросов канонизации, особо не говорили... А человек был хорошим, хоть и странным. А?
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 ноя 2004, 15:55 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Расскажите пожалуйста подробнее как отличить религиозный бред от истинного религиозного чувства? Вы упомянули о том, что религиозный бред сопровождается вторичными признаками, что это за признаки?Дело в том, что я не считаю вполне правомочным говорить о религиозных проявлениях, потому что я врач психиатр и ко мне обращаются больные люди. Но я как верующий человек могу понимать, что у религиозного человека могут быть тонкие проявления его религиозной жизни, они могут проявляться в видениях, в слышании сердцем, в каких-то высших духовных чисто религиозных взаимоотношениях человека с Богом. Это очень тонкие вещи, но в психиатрии они проявляются грубо - это ложная мистика, т.е. ситуация при которой болезненные проявления тотально распространяются на человека и он не выходит из этого состояния. Недавно я видел в церкви пример такого поведения. Человек молился, но когда проходили служители церкви с кружкой для пожертвований, он крестил эту кружку, причем не тремя перстами, как мы обычно крестимся, а как священник. Уходя он поклонился и двумя руками перекрестил алтарь. Это признак неадекватного поведения в церкви. Конечно, трудно не поговорив с человеком поставить ему какой-то диагноз, но все его поведение в церкви говорило о каком-то особом отношении к себе и к церкви. Я часто посещаю храм и не видел ни разу чтобы он исповедывался и причащался, видимо, опытные священники видят гордыню и прелесть в этом человеке. Возможно, это было проявлением развития какого-то психического заболевания.
Взято: http://www.spbreligion.ru/news.php?id=425
|
|
|
|
|
Светланка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 ноя 2004, 15:58 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 19:35 Сообщения: 211
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
Я тоже думаю часто про то, что святых людей намного больше, чем мы знаем. Мы о них не знали и не слышали. Но их видел и слышал Господь и они с ним. Да и сейчас они , я думаю, о нас молятся.
И для них не главное, чтобы их лик был на иконе.
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 05 ноя 2004, 17:40 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
" Я тоже думаю часто про то, что святых людей намного больше, чем мы знаем. Мы о них не знали и не слышали. Но их видел и слышал Господь "
**************************************
В этом никто не сомневается. Только хотелось бы поконкретнее, желательно с именами...
|
|
|
|
|
Азъ Бука
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 05 ноя 2004, 23:12 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:42 Сообщения: 424
Откуда: Москва
|
Тут намекнули на один аспект темы. Мало кто из здешней молодежи помнит, но еще десять лет назад за веру сажали в психушки, а некоторые сами туда "сажались" для помощи духовной братиям и сестрам и ухода за реальными больными. Многие из них там скончались мученически. Как сказал один "высокий" человек, эти архивы, в отличие от лубянских, никогда не будут открыты. А сколько там мучеников просияло!
Господи, прости нас молитвами святых новомучеников и исповедников в убогих домах исповедание и мучение приявших!
|
|
|
|
|
Ledi
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 ноя 2004, 10:45 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 13:26 Сообщения: 701
Возраст: 51
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вероника с Кавказа писал(а): Но гед-то слышала, что если "убогий" молится, крестится, значит, он уже не больной, а блаженный или юродивый. Насколько это утверждение верно, сказать не могу.
Нет, однозначно - святой и блаженный (юродивый Христа ради) и психически больной человек (даже и верующий) это разные вещи. Психически больных часто признают за блаженных, и они сами часто себя выдают за таковых. Но настоящие юродивые - Христа ради - никак не болящие, никак не психически ненормальные! вспомните хотя бы бл. Ксению Петрбургскую, когда она раздавала все свое имущество после смерти мужа родня ее искала псих. заключения медиков о ее ненормальстве. Но она была признана вменяемой и поэтому ей было дозволено все раздать, после чего она пошла на путь юродства. Заметьте, что достаточно мало канонизированных юродивых.
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 ноя 2004, 12:48 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
В разделе "Вопрос к священнику" на этот мой вопрос о. Алексей
привёл в пример Марию Магдалину. Но ведь она была излечена от своего беснования и уже потом стала святой. Мне интересен другой аспект: были ли в истории церки люди, живущие со своей болезнью, какими-то способами борющиеся с ней и прославившиеся.
|
|
|
|
|
Ledi
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 08 ноя 2004, 09:46 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 13:26 Сообщения: 701
Возраст: 51
Вероисповедание: Православный, МП
|
Маргарита II писал(а): В разделе "Вопрос к священнику" на этот мой вопрос о. Алексей привёл в пример Марию Магдалину. Но ведь она была излечена от своего беснования и уже потом стала святой. Мне интересен другой аспект: были ли в истории церки люди, живущие со своей болезнью, какими-то способами борющиеся с ней и прославившиеся.
Думаю, что с психическими болезнями (олигофрения например), не было точно.
|
|
|
|
|
Симон Квиров
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 08 ноя 2004, 23:25 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 12:48 Сообщения: 138
Возраст: 43
|
Вообще была святая (имя забыл), которая благословила на монашество Серафима Саровского, которая в обличье мужчины спасалась в мужском монастыре, и вообще выдавала себя за мужчину. В принципе, похоже на гендерное расстройство.
Хотя и не обязательно.
|
|
|
|
|
Ledi
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 ноя 2004, 09:30 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 13:26 Сообщения: 701
Возраст: 51
Вероисповедание: Православный, МП
|
Симон Квиров писал(а): Вообще была святая (имя забыл), которая благословила на монашество Серафима Саровского, которая в обличье мужчины спасалась в мужском монастыре, и вообще выдавала себя за мужчину. В принципе, похоже на гендерное расстройство.
Хотя и не обязательно.
Ну вы даете!!! Это св. преп. Досифея Киевская!
|
|
|
|
|
Юлия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 ноя 2004, 18:33 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12 Сообщения: 3636
|
Симон Квиров писал(а): Вообще была святая (имя забыл), которая благословила на монашество Серафима Саровского, которая в обличье мужчины спасалась в мужском монастыре, и вообще выдавала себя за мужчину. В принципе, похоже на гендерное расстройство.
Хотя и не обязательно.
А зачем она это делала?
|
|
|
|
|
Светлана_Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 ноя 2004, 18:42 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13 Сообщения: 13060
Возраст: 54
|
Юлия писал(а): А зачем она это делала? Цитата: Рожденная в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных, чьи предки сделались знатными благодаря верной службе святому князю Димитрию Донскому, Дарья — так звали преподобную Досифею в миру — с двухлетнего возраста пребывала в Московском кремлевском женском монастыре Вознесения Господня. Подвизавшаяся здесь бабушка Дарьи, монахиня Порфирия, уговорила родителей девочки, у которой имелись старшие сестры, оставить внучку при ней. Когда через семь лет родные забрали Дарью домой, воспитанная в подвижничестве отроковица не пожелала вести привычную для ее семьи светскую жизнь и мечтала стать инокиней. Когда же спустя шесть лет родственники заговорили о выдаче Дарьи замуж, она тайно ушла из дому.
“Духовный регламент” времен Петра I действовал против Дарьи, и потому она, подражая древним святым — Марии Вифинской (VI в.) и Евфросинии Александрийской (V в.) — переоделась в мужскую одежду, назвала себя мужским именем и отправилась в мужской монастырь. Представившись “беглым крестьянином Досифеем ”, Дарья три года трудилась на послушании в Троице-Сергиевой лавре. Узнанная своими родными, которые посетили обитель, Дарья немедленно ушла в Киев, где, получив отказ на прием в Печерскую лавру, поселилась в южных окрестностях города, возле лаврской Китаевской пустыни. Выкопав здесь для себя отдельную пещеру, Дарья уединилась в затворе. Стяжав дар прозорливости, она наставляла многих мирян и обрела славу “затворника Досифея ”.
Во время своего визита в Киев в 1744 г. подвижницу посетила императрица Елизавета Петровна, по приказу которой было исполнено давнее желание “крестьянина Досифея ” — пострижение в рясофор. Впоследствии преподобная Досифея переселилась в Лавру, а перед кончиной вернулась в Китаево — в наземный скит. Именно здесь подвижница пророчески указала курскому юноше Прохору Мошнину — будущему преподобному Серафиму — путь в Саров.
Будучи почти ровесницей преподобного Паисия Величковского, святая Досифея вместе с ним возрождала монашеское подвижничество на Руси. Заочно эти угодники Божии высказывались друг о друге с великим уважением.
Так таинственно, в зримых образах, переплелись в житии преподобной Досифеи эпоха святых Печерских и преподобного Сергия с эпохой святых Паисия Величковского и Серафима Саровского. Загадка происхождения преподобной Досифеи раскрылась лишь после кончины подвижницы...
_________________ Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/
|
|
|
|
|
Котик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 ноя 2004, 10:55 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 10:49 Сообщения: 3792
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Маргарита II писал(а): Мне интересен другой аспект: были ли в истории церки люди, живущие со своей болезнью, какими-то способами борющиеся с ней и прославившиеся.
Святитель Тихон Задонский жил с тяжёлой формой депрессии (кот. также является заболеванием психики, как известно). Он оставил епископскую кафедру по этой причине. Профессор Мелихов в своей известной работе по психиатрии упоминает об этом святом.
_________________ Консультант по стилю - помощь в создании неповторимого образа http://www.100style.ru
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 ноя 2004, 22:31 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Котик писал(а): Профессор Мелихов в своей известной работе по психиатрии упоминает об этом святом. Подскажите, пожалуйста, в какой работе?
|
|
|
|
|
Котик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 10:15 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 10:49 Сообщения: 3792
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Павел-2 писал(а): Подскажите, пожалуйста, в какой работе?
Поищу у себя в ссылках и дам - она есть в интернете.
_________________ Консультант по стилю - помощь в создании неповторимого образа http://www.100style.ru
|
|
|
|
|
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 10:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Мне кажется, что у прп.Досифеи был чисто практический резон подвизаться в мужском облике. Она с детства желала монашества и уединения и окружающие знали о ее желании. Поэтому после ее побега из родительского дома, прежде всего, ее бы отыскивали по женским монастырям. Но кому придет в голову искать девицу в мужском?
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 10:53 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что мы должны быть младенцами по злобе, а не по уму.
Для меня психическая болезнь исключает наличие в человеке разума Христова, поправьте, если не права.
|
|
|
|
|
Котик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 13:22 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 10:49 Сообщения: 3792
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 13:53 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Котик писал(а): Паша, кажется я нашла. Вроде бы в этой работе, если я не перепутала. Всем оч рекомендую http://www.bookap.by.ru/genpsy/melixov/gl1.shtmСпасибо, Катя. Я тоже вчера нашел только ее. Я с Вашего позволения приведу выдержку: «"Простая форма эпилепсии проявляется в однотипных сравнительно редких судорожных приступах, имеет относительно благоприятное течение и не сопровождается грубыми изменениями личности и явлениями слабоумия, большей частью лечится не у психиатров, а у невропатологов, так как больные не считаются психически больными. <...> Такая форма эпилепсии была у Цезаря, Магомета и, видимо, у св. Тихона Задонского, который из-за припадков должен был оставить епископскую кафедру и ограничить свою деятельность литературными трудами и заботой о человеческих душах». То есть вроде не все так однозначно.
Дело в том, что мне показалось странным наличие депрессии у такого святого человека. Но, это конечно так, чисто по-человечески, могу и ошибаться. Возможно слова о. Александра Ельчанинова немного приблизят нас к пониманию этих процессов: «"Нервность" в каком-то смысле есть психофизическое условие святости. Тело уточенное, трансформированное слезами, постом, болезнями, трудами, делается более способным к воздействию духовных благодатных сил. Но оно же делается болезненно чувствительным к грубому вещественно плотскому миру, и реакция его на мир - есть нервность».
|
|
|
|
|
Котик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 14:11 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 10:49 Сообщения: 3792
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Павел-2 писал(а): Спасибо, Катя. Я тоже вчера нашел только ее. Я с Вашего позволения приведу выдержку... То есть вроде не все так однозначно. Дело в том, что мне показалось странным наличие депрессии у такого святого человека. Но, это конечно так, чисто по-человечески, могу и ошибаться.
Паша, я не могу утверждать, где я видела про депрессию и святителя, но я почему-то это запомнила. не форму эпилепсии, которая у него была и, конечно, связана с этим, но про депрессию. А ты прочитал книгу до конца? Возможно я перепутала книги? В общем, я не утверждаю. Если найду что-то ещё, напишу. И ты тогда тоже.
_________________ Консультант по стилю - помощь в создании неповторимого образа http://www.100style.ru
|
|
|
|
|
Лика
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 18:23 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 21:16 Сообщения: 442
Вероисповедание: Православный, МП
|
А я про святителя Тихона Задонского читала несколько иные слова: что он был сильно борим от беса уныния. И молитва его даже есть, читаемая от брани уныния. Брань, с которой борется святой, попущенная ему Богом именно из-за высоты его подвигов, и депрессия - это же совсем разные вещи, боюсь только, что неверующие психиатры этого совсем не понимают .
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 20:05 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Хорошо, Катя, попробую поискать что-нибудь. Вообще интересный вопрос. То, что здоровье у свт. Тихона Задонского было действительно сильно расстроено я об этом читал, он даже во время службы терял сознание и постоянно страдал от мигрени (кстати по Д.А. Мелихову это тоже может свидетельствовать в пользу эпилепсии). Возможно именно в этом состоит причина того, как верно пишет Лина, он часто боролся с унынием. Но причина остается под вопросом. Почему меня еще смущает версия о психических проблемах, это то, что когда свт. Тихон попросился первый раз на покой (по состоянию здоровья), Синод не удовлетворил его просьбу. А ведь психическое заболевание является одним из канонических препятствий для рукоположения даже в священники, не говоря уже в епископы.
Ну, и просто в виде дополнительной информации. Свт. Тихон никогда не пользовался помощью врачей, только псалмы, молитва и труд на природе.
|
|
|
|
|
Симон Квиров
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 ноя 2004, 21:02 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 12:48 Сообщения: 138
Возраст: 43
|
Цитата: Для меня психическая болезнь исключает наличие в человеке разума Христова, поправьте, если не права.
Вообще, ничего не мешало святым страдать телесно, иметь явные физические недостатки. Почему же не могли они страдать душевно?
А Досифея до конца жизни выдавала себя за мужчину. Когда её уже никто не искал...
|
|
|
|
|
Котик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 ноя 2004, 09:55 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 10:49 Сообщения: 3792
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Павел-2 писал(а): Хорошо, Катя, попробую поискать что-нибудь. Вообще интересный вопрос. То, что здоровье у свт. Тихона Задонского было действительно сильно расстроено я об этом читал, он даже во время службы терял сознание и постоянно страдал от мигрени (кстати по Д.А. Мелихову это тоже может свидетельствовать в пользу эпилепсии). Возможно именно в этом состоит причина того, как верно пишет Лина, он часто боролся с унынием. Но причина остается под вопросом. Почему меня еще смущает версия о психических проблемах, это то, что когда свт. Тихон попросился первый раз на покой (по состоянию здоровья), Синод не удовлетворил его просьбу. А ведь психическое заболевание является одним из канонических препятствий для рукоположения даже в священники, не говоря уже в епископы.Ну, и просто в виде дополнительной информации. Свт. Тихон никогда не пользовался помощью врачей, только псалмы, молитва и труд на природе.
Спасибо, Паша! Вопрос и мне очень интересен. Психические заболевания ведь тоже бывают разной степени. А депрессия - это вообще такое нарушение биохимических процессов мозга, когда трудно определить, что именно у пациента. Тем более, что святитель к врачам не обращался. К тому же, раньше об этих вещах вообще мало что знали (вспомнить хотя бы Гоголя - Мелихов пишет, что живи он сейчас, так можно было вылечить, а тогда никто не ставил ему диагноз маниакально-депрессивный психоз, потому что о таком диагнозе и не знали ничего, не то что лечить от этого могли).
_________________ Консультант по стилю - помощь в создании неповторимого образа http://www.100style.ru
|
|
|
|
|
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 ноя 2004, 10:12 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Симон Квиров писал(а): А Досифея до конца жизни выдавала себя за мужчину. Когда её уже никто не искал...
нет, ну объявись она в своем настоящем обличье - вы представляете реакцию населения?
|
|
|
|
|
Ledi
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 ноя 2004, 10:18 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 13:26 Сообщения: 701
Возраст: 51
Вероисповедание: Православный, МП
|
Павел-2 писал(а): Дело в том, что мне показалось странным наличие депрессии у такого святого человека. Но, это конечно так, чисто по-человечески, могу и ошибаться.
А разве вы исключаете наличие страстей у святых людей?
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|