Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Священнику


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О воображении и практике молитвы.
 Сообщение Добавлено: 24 фев 2011, 18:43 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2008, 19:50
Сообщения: 136

Возраст: 37
Откуда: Из Москвы.
Вероисповедание: Православный, МП
Благословите, батюшки!
Святые отцы говорят, что воображать ничего в молитве не надо. «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати. Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом», - говорит преп. Никодим Святогорец. Мой духовник говорит, что воображения и представления вообще недолжно быть в молитве и что самой человеческой способности воображения в молитве не должно быть. Я этому верю. Но не могу понять как молиться Бог без воображения вообще. То есть представлять Бога специально - вот какой Он красивый, большой, сильный, совершенный и так далее - это конечно полный бред, так делать не надо. Но вот как молиться вообще без способности воображения я не понимаю? Моя мама говорит, что это нормально когда Бога представляешь в молитве (не так красочно как я описал ранее, а как-то по-легче что-ли) и мы с ней не понимаем как можно молиться вообще без воображения, то есть абсолютно без воображения.
Как я понимаю - молитва это разговор, беседа с Богом, когда мы разговариваем с людьми, то мы их видим, мы их познаем, даже когда мы их не видим (то есть, например, при общении в Интернете, по телефону и в виде писем), то мы этих людей имеем в виду или представляем их в какой-то степени; то есть мы имеем в виду того человека, с которым общаемся. А здесь же Бога ни видеть нельзя, ни представлять нельзя, - как быть вообще не понятно. И когда начинаешь иметь в виду Господа, когда хочешь помолиться Ему, то все равно какая-то степень представления, у меня по крайней мере, существует; а так делать не надо, как я понимаю. Ведь надо же иногда и сердце свое излить Господу и просто помолиться Ему, поговорить с Ним. А я не могу, ибо не могу понять как можно молиться Богу вообще без самой малой доли представления? И еще я очень долго молился именно с долей представления, так что мне теперь очень тяжело молиться без этого. Поэтому теперь я не молюсь почти совсем. А молиться очень хочется - как самому, так и по молитвослову, и в богослужении нормально участвовать. И еще, ведь молитва это воздух души, пища души, я не могу жить без молитвы, я буду умирать без нее, что, вроде, уже и происходит (понятно, что духовно). И я очень боюсь отпасть от Церкви и от Бога вот в таком состоянии - без молитвы и надежды на Бога. (А надежда тоже, как я понял не должна быть представляема, и без этого тоже тяжело).
В общем я ничего не понимаю. Помогите, пожалуйста.

P. S. Ведь даже в молитвословах написано "Встав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". О чем это - "представляя себя пред Всевидящим Богом"? Создается такое впечатление, что это противоречит православной практике молитвы; либо думается, что не все тут так однозначно - "Вообще, абсолютно без воображения в молитве и все!", что представление все-таки в какой-то степени должно или может быть при молитве.

P. P. S. Я хочу молиться. Но не могу из-за этих причин.

P. P. P. S. Вот, например, слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: "Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения".

И вообще в книге "Христанское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования" проф. МДА К. Е. Скурат в разделе "Понятие о внутренней молитве" написано: "Умная молитва - это молитва, когда мы "умом устремляемся к Богу, или зрим Его"" (последняя цитата из Феофана Затворника). Я не понимаю что это такое. У меня раньше было что-то подобное, я это кое-как попытался объяснить своему духовнику - он сказал, что то что делаю я - неправильно, и я перестал так делать. Хотя то что написано в книге Скурат (мною приведенная цитата) очень похоже на то, что у меня было и что постоянно хочется сделать.

P. P. P. P. S. Это мое размышление - Ведь говорят о внимании в молитве, о том, что надо от всего земного отвлечся (хотя что это точно значит я не понимаю), что должно всему быть внутри себя - но тогда мы в любом случае будем видеть себя внутри - а что это как не представление? Если это представление, то что все-таки, наверное, должно быть с помощью представления в молитве?


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: