Человек не состоит из тела и души. Человек единое существо. Мы лишь условно говорим о душе и теле, как неких двух началах. Это разделение явилось следствием грехопадения первого человека. Отделение же души от тела, разрыв единого человеческого существа, есть смерть. Смерть наступает, когда тело, подверженное тлению (это тоже последствие греха), приходит в состояние не совместимое с жизнью. Живым человек остается до тех пор, пока все его существо, и тело и душа, функционируют и существуют нераздельно. Современные технологии позволяют поддерживать биологическое существование тела, сколько угодно долго, даже если из него, постепенно удаляются органы для трансплантации. Однако, человек уже мертв. Т.е. душа отделилась от тела. Этот человек уже не думает, не чувствует, не функционирует как единое целое, не ощущает себя личностью. Четких критериев определения границы смерти не существует. Об этом есть авторитетное церковное суждение в "Основах Социальной Концепции" :
"ХII.8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность.
В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью".
Поэтому, можно смело утверждать, что в печени, мозге и коже, отдельно взятых, разумная человеческая душа не присутствует. Поскольку эти органы не осуществляют полноценное функционирование личности человека. А вот человек, с отдельными искусственными органами, существовать может. И, наверное, будет время, когда появятся первые киборги, люди, с механическими сердцами, желудками, ногами, и. даже мозгами. Однако, пока такой "киборг" продолжает осуществлять целостное сосуществование разумной души и тела, он останется человеком. Это будет просто протезирование на более высоком уровне. Будет ли от этого всем хорошо? Вот в этом сомневаюсь.
_________________ протоиерей Александр Белослюдов
|