Вопрос о самоубийстве человека в состоянии сильных душевных и телесных болей (невыносимых мук) и его последующей участи, отцами Церкви признается неоднозначным. Потому что никто не может точно охарактеризовать – был ли самоубийца душевнобольным или нет? Верующему человеку прекрасно понятно, что не может человек в нормальном состоянии убить себя. Наоборот, здесь на лицо состояние ужасной душевной расстроенности, НЕНОРМАЛЬНОСТИ.
Кто-то из священников по любочестию даже дерзновенно отпевал (и отпевает, скорее всего) таких людей. Не для того, правда, чтобы обогатиться от этой требы, а для того, чтобы душа усопшего не осталась без напутственной, утешительной (и для самого самоубийцы, и для его родственников) молитвы, т.е. по любви. Ведь каждая душа достойна любви! Именно поэтому, наверное, многие [разумные] прошения в епархиях об отпетии самоубийц заканчиваются милосердной резолюцией епископа – «БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ».
Об этом очень хорошо сказал старец Паисий: «Душевнобольные люди, оканчивая жизнь самоубийством, имеют смягчающие вину обстоятельства, потому что их разум не в порядке… Мы должны много молиться за тех, кто оканчивает жизнь самоубийством, чтобы Благий Бог что-то сделал для них. Ведь мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, не знаем и того, в каком состоянии они находились в последний момент жизни. Может быть, в час, когда их душа выходила из тела, они покаялись, попросили у Бога прощения, и их покаяние было принято. И, может быть, их душу принял Ангел Господень». (Старец Паисий Святогорец, Т. IV, О смерти и будущей жизни)
Хотя в тоже время на моей практике еще не было такого, чтобы глубоко верующий человек – больной раком – наложил на себя руки. Искренно верующему человеку Господь всегда дает духовные силы и крепость достойно перенести тяжелую, смертельную болезнь и со спокойной совестью отойти в мир иной. Мне трудно поверить, чтобы человек, который последние годы своей жизни усердно, со вниманием молился за православным богослужением («ПРОЧЕЕ ВРЕМЯ ЖИВОТА НАШЕГО В МИРЕ И ПОКАЯНИИ СКОНЧАТИ У ГОСПОДА ПРОСИМ! ХРИСТИАНСКИЕ КОНЧИНЫ ЖИВОТА НАШЕГО БЕЗБОЛЕЗНЕННЫ, НЕПОСТЫДНЫ, МИРНЫ… У ГОСПОДА ПРОСИМ!»), таким образом закончил свой жизненный путь. Поэтому-то, таких людей по древней традиции (хотя в Греции и сейчас так поступают) следует хоронить за кладбищем и не поминать в церквах, чтобы для всех людей их неправедная кончина послужила памятным уроком.
Все-таки это самоубийство...
Молитва о самоубийцах
преподобного Льва Оптинского
Взыщи, Господи, погибшую душу, (имя рек), и аще возможно есть помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не поставь мне в грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя.
_________________ Мир всем
|