Ответа пожалуй не дождаться, придется порассуждать самому. В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является христианкой. Чтение Священного Писания оказывает на человека особое сверхъестественное воздействие, приобщающее читающего к Богу, но приобретаемое знание будет отвлеченным знанием о Боге, а не опытным знанием Бога. Преп. Симеон Новый Богослов обличает тех, которые «говорят и думают, что знают Истину, Самого... Бога, из внешней мудрости и из писмен изучаемых, и что сими средствами они стяжавают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом». Познание Бога на основании Священного Писания и творений св. отцов лишь приоткрывают истины христианской веры и являются необходимым приуготовлением к богопознанию. По словам преп. Феодора Студита, «из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества». Подлинным богопознанием, согласно свв. отцам, может называться только постижение Бога посредством сверхъестественного Откровения, когда человек познает Бога только в той степени, в какой Сам Бог ему Себя открывает через свои творения. Согласно преп. Феодору Студиту, «сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум...» В этом направлении особое значение имеет учение Григория Паламы.Составленное им сжатое изложение исихастской позиции стало соборной декларацией исихазма(умное делание). Григорий Палама не умаляет значения земного мира, а лишь показывает,что познание Бога осуществляется не столько через изучение богословских книг, сколько путем живого религиозного опыта. Палама утверждает, что существуют естественные (природные) и духовные дары Бога. Этими естественными дарами не надо пренебрегать как второстепенными, потому что они могут привести к знанию о Боге. Палама в своих трудах в конце концов понимает, что открывается путь, который ведет к несравненно более драгоценным результатам: путь видения (созерцания) Бога (θεοπτία). Богословие - это только рассуждение о Боге, в то время как боговидение (θεοπτία) - это в некотором смысле беседа с Богом. Сам мир создан именно творческим волением, то есть он сотворён энергией Бога, и почувствовать это значить стать как бы соучастником творения. Но каким путем достич этого чувства Палама не сказал, он лишь намекает на некое созерцание, которое можно трактовать по разному.
_________________ Глядя на мир нельзя не удивляться.
|