В районном центре Саракташ Оренбургской области живет самая большая семья в России. Настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоирей Николай и его супруга - матушка Галина Стремские воспитывают 60 приемных детей, взятых из детских домов многих городов России в период с 1992 года по настоящее время. 24 из них усыновлены, остальные находятся под опекой.
«Мы не делаем разницы между усыновленными и опекаемыми детьми, - говорит отец Николай, - все они зовут нас - папа и мама». Дети нашли семью, и этим они обрели спокойствие.
Большинство детей взяты из детских домов, как правило, с различными заболеваниями, такими серьезными, как хроническая бронхиальная астма, аллергическая бронхиальная астма, недоношенность, аллергический дерматит, сердечная недостаточность. Нескольким мальчикам уже сделаны платные офтальмологические операции, другим они еще предстоят.
«Конечно, у нас есть друзья, которые нам помогают, без них содержание семьи было бы вообще невозможным, но, к сожалению, этого не достаточно, - говорит матушка Галина. - И мы очень благодарны всем им! Мы с детьми всегда молимся о здравии и благоденствии наших жертвователей».
Разными путями и с разным, часто тяжелым, жизненным опытом попадали дети со всей страны к отцу Николаю: «Да, у меня их шестьдесят. Потому что не только взрослые сегодня в России страдают от равнодушия и развала моральных устоев, но и дети. В первую очередь - дети! Они были брошены и никому не нужны, Бог привел их к нашему порогу. Маленькому человечку особенно необходима любовь. Мы и теперь продолжаем детей брать - самая младшенькая наша, София родилась в местном роддоме от пятнадцатилетней матери, которой ребенок этот совсем не нужен, она его и не „планировала“, и не хотела.
И бросила, не обернувшись... Это все от неправильного воспитания - сейчас фильмы не учат ни любить, ни создавать семью, ни воспитывать. Они направляют неустойчивый юный ум лишь на поиск удовольствий. Это просто губит детей. Они, насмотревшись вседозволенности, так себя и ведут. Ведь в какой среде воспитывается ребенок, таким он и будет».
Многие дети подвергались жестокому обращению в прежних семьях… «У меня сильно расшатаны нервы с младенчества, я видела и пережила столько страха, что тебе и во сне не снилось. Ты многое знаешь о моем детстве, но не все»... (из письма одной из приемных дочерей). Можно ли сказать, что прошлое забыто?
«...
По разным источникам, число безпризорных детей в России колеблется от полутора до трех миллионов человек. Безпризорники пополняют криминальную среду. В результате за последние десять лет более чем в два раза выросло число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел. Почти в три раза выросло число несовершеннолетних, совершивших убийства или покушения на убийство. За этот же период почти в два с половиной раза стало больше подростков, задержанных за незаконное приобретение или изготовление наркотиков. В отличие от послевоенного сиротства, современное имеет свои особенности:
90 – 95% детей, которых называют сиротами, имеют живых родителей. Это так называемые „социальные сироты“.