В подземном переходе у Гостиного двора, подыгрывая себе на гитаре и на чем-то, напоминающем бубен, пели двое - муж и жена, совсем молодые ребята. Пели что-то про русскую долю горькую, про ледяную кору забвения, что сковала наши сердца и души, и про память веков славных, что, как родник теплый, пробивается сквозь лед. У ног, как полагается, "ветошка-касса" для добровольных пожертвований. Правда, большинство предпочитало слушать безплатно. Мимоходом кинул нечто непохожее на наш поруганный рубль сердобольный клетчатый иностранец, наверняка ни слова из песни не понявший. А если бы понял, то вряд ли бы раскрыл свой пухлый бумажник: уж больно нелестные слова были в песне - о засилии иностранных дешевок, о надругательстве над всем русским. Но сбил американца с толку стиль "кантри", напомнил о милом его сердцу диком Западе. Необычная бумажка привлекла внимание двухгодовалого сынишки музыкантов, блуждающего тут же, меж длинных джинсовых ног родителей. Цоп - денежка крепко зажата в кулачке. Не привыкай, малыш, за мистером долларом наклоняться… По соседству, слушая вполуха, расположилась компания подростков и ребят постарше. Кто-то затягивался "стрельнутой" сигаретой и отхлопывал ритм мелодии ладонью по продранной коленке. Музыкальные ребята…
И если в вашем кармане "вошь на аркане", на которую не купить билет на концерт, - пройдитесь по переходам питерского метрополитена, этого универсального "талантосборника". Здесь не бывает, конечно, духовых оркестров, но баянисты, флейтисты и даже скрипачи - нередкие гости. И даже заказать любимую мелодию можно, как в ресторане. "Слышь, мужик, сбацаешь бывший Гимн бывшего Советского, пятьдесят рублей кину", - ухмыльнулся смуглый мандариновый продавец. Баянист "сбацал". Мандаринщик кинул. Как и обещал. "А теперь про утюг с города Чугуева", - не унимался "меломан". И понеслась залихватская похабщина, не щадя детских и женских ушей. Можно, конечно, побыстрее пройти и не слушать. Только, зачем же ты, русский мужик, так унижаешься ради пятидесяти "мандариновых" рублей… И вдруг, после очередного каменного поворота, уставших, озлобленных людей подхватили волны нежной чарующей музыки… Прижавшись к скрипке худенькой щекой, девочка лет двенадцати играла что-то щемяще родное, полузабытое… Глаза полузакрыты, чтобы не видеть калейдоскоп лиц вокруг и руки, кидающие в футляр скрипки деньги.
Лена никак не может перебороть свою застенчивость. Играть в метро начала еще летом, каждый день часа по два. Теперь, правда, только по воскресным дням. Нет времени - школа, уроки, музыкальная школа, маме по хозяйству помочь надо.
- Леночка, ты так стесняешься, что даже бледнеешь. Тогда зачем себя мучить? К публике привыкаешь?
- Какая там публика!.. Просто зарабатываю на свои музыкальные уроки. Сейчас ведь за все платить нужно, и немало. Это раньше, мама рассказывала, можно было безплатно в любом кружке заниматься, научиться чему угодно. Хорошо, наверное, было.
Лена живет с мамой и младшей сестренкой Таней. Таня тоже занимается музыкой, играет на фортепиано.
- Удается таким образом на оплату уроков музыки заработать?
- Когда как. Иногда приходится весь заработок на продукты потратить или квартирную оплату. Маме трудно одной справляться… Я только одного боюсь: чтобы не увидел меня, не узнал обо всем мой учитель по музыки. Я ведь не побирушка. Я - музыкант.
А в метро Лена играет, потому что здесь все-таки не так стыдно. Люди текут мимо двумя безпрерывными потоками, торопятся, не собираются в кружок, не глазеют назойливо. Правда, и заработок меньше. Уже сунет кто-нибудь руку в карман или сумочку, но людской поток увлекает за собой - не возвращаться же!
Мимо, мимо течет людская река. Мимо нищих и калек, мимо голодных детских глаз и скорбно сжатых выцветших губ старух. Мимо нежной мелодии плачущей скрипки. Не сочтите за труд вернуться и положить хоть сколько-нибудь юным музыкантам подземелий. За труд ведь платите. Не на "сникерсы" и жвачки подаете… А чтобы могли дети продолжить занятия в музыкальных классах. Чтобы жила музыка. И не только в каменных джунглях, глубоко под землей.
Ирина РУБЦОВА
_________________ Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении
|