Вчера вечером скончался настоятель храма свят. Николая в Кленниках протоиерей Александр (Куликов).
Упокой, Господи, душу новопрест. раба Твоего прот. Александра и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное!
О. Александр Куликов (Александр Сергеевич Куликов) родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово, Рамешковского района, Тверской области. Русский.
1943 г. - на войне погиб его отец Сергей Васильевич Куликов и старший брат Петр.
1948 г. - умерла мать Анна Васильевна Куликова.
1948 г. - о. Александр с сестрами переезжает в Тверь, заканчивает там среднюю школу и одновременно прислуживает в соборе Белая Троица у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархии епископа Арсения (Крылова).
1950 г - епископа Арсения (Крылова) переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.
1952-1955 гг. - срочная воинская служба. Служил в Средней Азии, первый год - в Фергане. И вот здесь произошло знаменательное событие - встреча с архимандритом Борисом (Холчевым). Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: "С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: "Вы желали исповедоваться". Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека. Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику - общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня - на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него - приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена. Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: "Саша, вы - наша смена". Это теперь и исполнилось".
1956-1959 гг. - студент Московской духовной семинарии.
24 июня 1958 г. - рукоположен в сан диакона в Успенском трапезном храме Ново-Девичьего монастыря епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом.
Июнь 1958 - ноябрь 1959 гг. - диакон храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Куркино Московской области.
Ноябрь 1959 - 1960 гг. - диакон храма Преображения Господня на Преображенской площади.
1960 г. - диакон храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье).
13 ноября 1960 г. - рукоположен в сан иерея в храме святителя Николая в Кузнецах епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом.
1960-1968 гг. - священник храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье). Настоятелем храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой священник, получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот период завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). "Как легко тогда было, - вспоминает отец Александр. - Рядом - мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом - иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом "Как поступить? " и получаешь ответ: "Не делай этого - нет воли Божией". Или наоборот: "Есть воля Божия"…
1968 г. - окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия, защитил диссертацию по теме "Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения".
1968-1969 гг. - настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.
1969-1983 гг. - священник храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье).
1983-1990 гг. - священник храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.
С 1990 г. - настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Все годы пастырского служения о. Александр духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Поэтому выглядит вполне закономерным, что когда в середине 1990 года власти вернули храм святителя Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, его настоятелем стал о. Александр.
Награды:
Орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2003 г., "во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения)
Орден Преподобного Сергия Радонежского II степени (2000 г., к 40-летИю пастырского служения)
История из детства о. Александра: "В трехлетнем возрасте он упал и сильно ушиб бок. Образовалась опухоль. Врачи в райцентре предлагали операцию. Тогда мама, Анна Васильевна, повезла сына в Тверь отслужить молебен и промыслительно оказалась в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фадей (Успенский; ныне прославлен как священномученик; мощи его находятся в Вознесенском соборе Твери). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша поправился."
Епископ Орехово-Зуевский Алексий об о. Александре (2003 г.): "Ему, рожденному в очень трудное время, Господь ниспослал дар веры, и с этим даром он достойным образом идет по жизни. Большую часть своего времени он стоит у святого престола и возносит благодарственные молитвы, прошения, ходатайства за нас, здесь пребывающих, любящих этот храм. Отец Александр, как вы знаете, исполнен величайшего смирения, которое дает возможность ему - любить вас и вам - любить его. Неудивительно, дорогие, что Господь благословил воссоздать этот храм, некогда порушенный, оскверненный, в бытность его настоятелем отца Александра, а старец Алексий, пресвитер Московский, благословил, чтобы именно при отце Александре были явлены его мощи в Москве и он стал еще одним молитвенником-ходатаем престольного града. Сын старца Алексия, протоиерей Сергий, был также прославлен Русской Православной Церковью в чине священномученика. Отец Александр избран именно на то, чтобы продолжать служение и дело старца Алексия и протоиерея Сергия. Мы знаем, конечно же, что на это служение благословляет Господь. Он Сам избрал отца Александра, чтобы тот настоятельствовал в этом храме в столь ответственное и трудное время."
http://www.zamos.ru/dossier/?tree_id=13&qid=480
(В этот храм мы с мамой ходили, начиная с 1991 г.)