Игорь Валерьевич писал(а):
... так почему же тогда мечтательность является грехом?
Если попытаться ответить только в рамках этой Вашей вопросительной фразы, то написал бы следующее:
- как это я для себя определяю, грехом является излишняя мечтательность.
А что такое: излишняя и не излишняя мечтательность?
На этот вопрос можно искать ответ всю свою жизнь, но как разумею на этот счет: излишнее - это, то, что явно или неявно отдает мечтающего в узы греха, полонит его душу, уводит от бодрствования, съедает время отпущенное человеку, в которое он должен принести плод для вечной жизни, в которое он призван подготовиться для перехода… черты земной.
---
Мы все состоим телесно из плоти и из крови; нам даны и многие мысленно-созерцательные способности, в т.ч., - творить мечту и «включать в себе» воображение.
- Все это помимо радости, помощи, «разнообразия» для жизни, также и большое искушение или огромное претыкание порой на жизненном пути.
Очевидно, что и на плоть и на кровь, как и на пустые и затяжные мечтания, как и на многое другое, необходимо вовремя накидывать… узду, а еще лучше, постоянно держать все это под неусыпным контролем и управлением.
А науке этой (… контролировать, управлять и… тормозиться), дорогой мой молодой брат во Христе, приходится часто учиться человеку всю свою жизнь и порой приходится, увы, получать… колы и двойки по данному «учебному предмету»; - у меня, например, и сейчас в «собственные фифти-файв» - «дневник в портфеле» с многими текущими неудовлетворительными отметками.
***
В завершение своего сообщения включу кусочек текста из наследия святителя Игнатия (Брянчанинова).
Будет время, прочтите; т.к., на первый взгляд безобидные вопросы и вокруг наших чрезмерных… dreams and imagination, - имеют порой очень серьезные продолжения и последствия.
***
Из наследия св. отца, из раздела:
ПОСТОЯННОЕ БОДРСТВОВАНИЕ НАД СОБОЮЧеловеки! Вам заповедал Бог: бдите. Еп. Игнатий.
---
---
… Ничто так не опасно для жизни духовной, как рассеянный образ жизни. Во свидетельство этой истины епископ Игнатий приводит слова преп. Пимена Великого, который признал рассеянность началом всех зол.
Владыка сравнивал рассеянного человека с домом, у которого нет дверей и затворов, — тати, разбойники и блудницы в любое время вторгаются в него и расхищают все его сокровища.
Рассеянный человек не имеет ни в чем постоянства, подобно мотыльку порхает он с цветка на цветок — от одного удовольствия к другому. Он не способен ни к чему возвышенному, его интересуют одни земные попечения. Постоянный подвиг совершенствования, предуготовляющий к вечной жизни, органически неприемлем для рассеянного, так как он требует постоянной бдительности, внимания и напряжения.
Человек, ведущий рассеянный образ жизни, не имеет основательных познаний и убеждений, и поэтому жизненные трудности очень быстро сокрушают его. Рассеянный не способен переносить скорби и искушения - непременные спутники земной жизни каждого человека. Он ищет в жизни одни радости и не может возвыситься до той высоты, чтобы понять очистительное значение скорбей. При нахождении скорби рассеянный быстро впадает в уныние и отчаяние. О рассеянности епископ Игнатий пишет, что этот «недуг» так велик, так притупляет чувства души. что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния.
Рассеянность очень часто приводит к мечтательности. Большинство людей совершенно не обращает внимания на то, чем бывает занят их ум в минуты праздности. Последний, оставленный без надзора, часто в мечтаниях уводит человека в глубокие духовные дебри. Открывая мысли мечтателя, епископ-аскет пишет, что «в воображении (мечтателя) то порой сверкает кинжал над головою врагов его и сердце упивается удовлетворенным мщением, совершенным мечтою. То представляет он (мечтатель) рассыпанные кучи золота, а вслед за ними рисуются великолепные палаты, сады, все предметы роскоши, сладострастия, гордости, приобретенные на это золото, то прельщают его мечты почестями, властью, тленной славою, то мечты представляют ему столы с дымящимися яствами, то кажется мечтателю, что он достиг праведности и достоин многих человеческих похвал и прославления».
Последствия постоянной и укоренившейся мечтательности могут быть очень плачевны. Мечтатель теряет способность иметь внимание к себе, ум его перестает быть собранным, сосредоточенным, сердце приобретает жестокость при молитве, следствием чего бывает душевное расстройство.
Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она не казалась приманчивой и благовидной. Всякая мечтательность есть скитание ума вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих, — пишет епископ Игнатий.***
Взято отсюда:
http://www.pravbeseda.ru/library/index. ... &id=209#IX***
Помощи Божией.